Учебниковая тревога
Фото: unsplash
По статистике, семейные дрязги и конфликты генерируют львиную долю всех зарегистрированных происшествий и преступлений. И это только видимая часть огромного айсберга проблем, с которыми сталкивался каждый из нас. Начинать просветительскую работу в этом направлении нужно прямо со школьной скамьи, но первая попытка такого рода в России неожиданно погрязла в склоках, позавидовать которым может даже легендарная коммуналка «Воронья слободка» из романа Ильфа и Петрова.
Беда пришла откуда не ждали. Такое рутинное событие в сфере образования, как выпуск нового учебного пособия, попало под пристальное внимание одного из телеграм-блогеров, имеющего церковный сан. Ситуация отдаёт сюрреализмом, сейчас бы еще школьные учителя в «Одноклассниках» принялись авторитетно критиковать воскресное исполнение псалмов с клироса, да уж как есть.
Не те Мосунова и Макаренко
Школьное пособие по новому предмету «Семьеведение», презентованное руководителем думского Комитета по защите семьи, материнства и детства Ниной Останиной, как выяснилось, написано не теми людьми. В соавторах указана небезызвестный психолог Ксения Мосунова, за которой в прошлом числится увлечение нетрадиционными науками, типа родология или как она называла свои изыскания, ансестология (от лат. ancestors – предки). Согласно этим теориям, завязанным на предположения известного немецкого психолога Карла Юнга, поведение человека сильно зависит от прошлого его предков, буквально объясняя все неудачи «травмами рода». Теория весьма популярная, и отраженная в народной пословице «От кривой осинки не родятся апельсинки», но не подтвержденная научно.
Казалось бы, в чем проблема, всякое бывает в прошлом у людей, а что там в учебнике-то? Странно слышать от священнослужителей о невозможности исправления заблудших, когда масса канонизированных святых православной церкви имеют греховное прошлое, но своей последующей деятельностью заслужили именоваться святыми подвижниками.
Если провести аналогию с более понятными примерами из обычного мира, то никого не заботит, что лучшие песни о войне написал представитель московской богемы, ни дня не воевавший, но ведущий весьма фривольный образ жизни, со всевозможными злоупотреблениями, по фамилии Высоцкий. Неважно, как жил гений, важно, что он после себя оставил.
Можно привести пример поближе к образованию, раз уж о нем сегодня речь. Один из лучших мировых педагогов Антон Макаренко, признанный ЮНЕСКО в числе четырех величайших в XX-ом веке, написал свою блестящую «Педагогическую поэму», которую читают и изучают до сих пор, как основу авторского метода воспитания. И совершенно неважно, что в молодости этот новатор решительно отвергал сам институт семьи, а из родительского дома был выгнан за роман с женой священника. Его система-то работает, и книга ничуть не устарела за 100 лет.
Но в нынешнем информационном обществе, обожающем вселенские скандалы на пару недель, тема пошла нарасхват. Дошло даже до авторитетных общественников, которые этот учебник в глаза не видели, понятное дело, но на всякий случай предали анафеме. Суть многочисленных претензий, накрывших сетевые и обычные СМИ, так или иначе сводилась к фигуре соавтора — ну чему она может научить наших пятиклашек? Наверняка задурит голову всякой хиромантией, расскажет, что надо очистить чакры от неудач предков и направит папу с мамой на платные инфоцыганские курсы. Те же редкие критики, что каким-то чудом сумели раздобыть общедоступный учебник раздора, вяло изображали недовольство содержанием, не скрывая своего разочарования из-за отсутствия жареного. Редкие сторонники «Семьеведения» — например, коллеги из Независимой газеты — резонно замечали, что нужно смотреть в суть проблемы и изучать сам продукт, а не жизненные перипетии его создателей.
Разбор учебных полетов
Но может быть, критики просто плохо искали? Давайте заглянем прямо в раздел, посвященный взаимодействию с теми самыми предками. Глава думского комитета прямо указала на авторство Ксении Мосуновой — мол, это сфера ее знаний, ей об этом и писать. Значит, здесь и должна быть зашита эзотерика, с приглашением в дьявольский мир инфобизнеса.
Читаем.
Тема 2.1. Родословная моей семьи: создать родословное древо
Родословная — это «карта» твоей семьи, показывающая, кто кому и кем приходится. Представь это как древо, ветви которого соединяют тебя с родителями, бабушками и дедушками и дальше с более далекими предками. Каждый человек на этом древе — часть истории семьи. Узнавая о своих предках, ты открываешь прошлое своей семьи.
Родословное древо — это не просто схема, а живая история семьи со своими традициями, обычаями и преданиями.
Составляя родословную, ты, словно детектив, собираешь «улики» о жизни предков. Это помогает узнать, через какие трудности они проходили, чем занимались, что любили. Так ты лучше понимаешь свою семью и себя.
Как сейчас говорится — и что тут не так? Далее любознательным подросткам предлагается узнать, кто их дяди, тети, их бабушки и дедушки, чем занимались и как их хотя бы звали. И оформить фамильное древо на большом листе бумаги, желательно, с фотографиями. От такого, думается, не отказались бы ни в одной семье, открыв для себя много нового. На этом всё, «эзотерика» закончилась, так и не начавшись.
А вот названия следующих тем:
2.1. История семьи
2.2 Родители
2.3 Братья и сестры
2.4 Чем ценны отношения с бабушками и дедушками
2.5 Дальние родственники
Полистав весь учебник, можно обнаружить, что он напичкан примерами из лучших советских фильмов о семье, отрывками школьных сочинений, где ребята рассказывают о своих родителях, историями о семьях народных героев, типа Юрия Гагарина, и другим полезным контентом. Некоторые упрекали создателей в излишней «старомодности», ведь у нынешних подростков совсем другие кумиры. Но что-то подсказывает, что о скандальных амурных похождениях, разводах и беспорядочной половой жизни известных телеведущих, рэперов, блогеров и прочих моргенштернов они и так узнают из интернета, для этого учебники о традиционных семейных ценностях не нужны.
Останина выбирает помоложе
Чем же руководствовалась кандидат социологических наук Нина Останина, приглашая в авторский коллектив, где сплошь такие же кандидаты и доктора, молодого и амбициозного психолога? Наверняка внимание привлекли удачные выступления Мосуновой на молодежном форуме ПФО «иВолга» летом 2024 года, где был представлен доклад на тему «Значимость семьи в современных реалиях». Плюс участие в финале конкурса «Это у нас семейное», организованное АНО «Россия — страна возможностей». Также на счету выпускницы Института психотерапии и клинической психологии ряд опубликованных статей в научных журналах и на крупнейшем портале профессиональных психологов, подготовка кандидатской диссертации по теме «Семья и социальная среда как факторы формирования личности», участие в прочих конкурсах на семейную тематику и даже представление доклада о поправках в законопроект о сохранении традиционных ценностей на заседании комитета Госдумы. Который и возглавляет Нина Останина, давшая дорогу молодым и целеустремленным.
Ведь чем моложе автор, тем короче дистанция до его потенциальной подростковой аудитории. Вообще в идеале учебники должны писать молодые ученые до 30 лет, еще не забывшие запах мела и классной доски. Свежесть подхода и отсутствие академичности изложения сделают учебники неплохой альтернативой интернет-роликам на образовательную тему. Они должны в первую очередь интересно читаться. В этом смысле новое «Семьеведение» — неплохой пробный шар от главы думского комитета, что бы о нём ни писали любители дешевых скандалов на пустом месте. Если этот эксперимент будет признан удачным, можно ожидать появление новых харизматичных авторов на ниве школьного образование. Почему бы и нет?
Поделиться
Поделиться