История

Максим Горький: самолёт и писатель

изображение сгенерировано ии @qwen

Сентябрь 1932 года ознаменовался в Советском Союзе пышным празднованием сорокалетнего юбилея литературной деятельности Максима Горького, провозглашённого великим пролетарским писателем. Это событие стало катализатором грандиозной инициативы, предложенной известным журналистом Михаилом Кольцовым: сбор средств на создание самого крупного в мире самолёта, который с гордостью должен был носить имя великого писателя.

Самолёт «Максим Горький» будучи, прежде всего, «небесным агитатором», проектировался как многофункциональное воздушное судно. Он мог использоваться в качестве комфортабельного пассажирского самолёта, перевозя важных персон или делегации, а также выполнять функции мощного транспортного средства, доставляя грузы в труднодоступные районы. Проектировался вариант оснащения «Максима Горького» мощным оборонительным вооружением, превращающего его в грозный летающий бомбардировщик.

Авиация в то время пользовалась огромной популярностью, являясь символом технологического превосходства и будущего, а имя Горького было широко любимо и уважаемо. Благодаря этой невероятной поддержке, за чуть более чем год, удалось собрать внушительную сумму – шесть миллионов рублей. Самолёт был создан, но летал недолго. 18 мая 1935 года уникальная разработка советских учёных потерпела крушение.

Самолёт задумывался как развитие тяжёлого шестимоторного бомбардировщика ТБ-4, с добавлением двух моторов над фюзеляжем для мощности. Он был выполнен из дюралюминия с гофрированной обшивкой. Размах крыла 63 м, максимальный взлётный вес 53 тонны. Внутри — комфортные пассажирские помещения, лаборатории, типография, электростанция. Такой лайнер мог перевозить до 72 человек и был оснащён современными средствами связи, пропагандистским оборудованием.

Первый полёт состоялся 17 июня 1934 года продолжительностью 35 минут. Он также был продемонстрирован на параде 19 июня над Красной площадью.

Самолётом «Максим Горький» установлены мировые рекорды грузоподъемности: поднятие на высоту 5000 м с грузом 10 и 15 тонн. Максимальная скорость — 260 км/ч.

В мае 1935 года самолёт использовался для демонстрационных полётов. Во время одного из таких полётов (18 мая) произошла катастрофа: Пилот рядом летящего истребителя Благин попытался выполнить фигуры высшего пилотажа рядом с гигантом, что привело к столкновению и гибели всех на борту. Причиной авиакатастрофы считается нарушение инструкций Благина или возможное выполнение опасных фигур по его инициативе. Расследование показало, что Благин нарушил запрет на выполнение фигур высшего пилотажа во время сопровождения «Максима Горького».

После гибели планировалось построить новые гигантские самолёты («Владимир Ленин», «Иосиф Сталин»), но реализовать их не удалось из-за необходимости развития более скоростных самолетов. В итоге был построен один аналогичный самолёт — Л-760, который эксплуатировался до трагической гибели в 1942 году.

«Максим Горький» стал символом амбициозных советских проектов в области авиации, но его судьба была трагичной из-за катастрофы.

После войны такие гиганты уступили место более быстрым и манёвренным самолётам нового поколения.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»