Общество

Кому принадлежит «Круиз»?

Когда в 1980-х группа «Круиз» собирала стадионы и задавала тон советскому хард-року, вряд ли кто-то мог предположить, что спустя три десятилетия речь пойдёт не о новых альбомах, а о судебных исках, правах на название и попытках «отжима» бренда. История одного из самых громких возрождений на российской рок-сцене обернулась конфликтом, в центре которого оказались музыканты, продюсеры и… товарный знак.

Возвращение легенды

В 2015 году известный гитарист, композитор и продюсер, заслуженный артист России Дмитрий Четвергов, долгое время друживший с фронтменом «Круиза» Александром Мониным, принял решение вдохнуть новую жизнь в забытый коллектив. Он нашёл спонсоров, подготовил современные аранжировки хитов 1980-х и собрал состав, в который вошли бессменный участник группы Григорий Безуглый и хорошо известный фанатам группы бас-гитарист Фёдор Васильев.

Первый большой концерт обновлённого «Круиза» прошёл в Подмосковье, был профессионально снят и выложен на YouTube. Средства на съемку добыл Четвергов.  Позже запись этого концерта вышла на всех цифровых витринах, как альбом «Возрождение легенды». Следом состоялись выступления на фестивале «Рок-панорама» в Сергиевом Посаде и на Малой спортивной арене «Лужники».  Для этих выступлений был специально приглашен из США один из основателей группы Валерий Гаина. 

Далее было участие в телепередаче «Квартирник у Евгения Маргулиса» и на культовом фестивале «Нашествие». Группа вновь оказалась в центре внимания. Все это состоялось благодаря энергии Дмитрия Четвергова и инвестициям от привлеченных им спонсоров. 

Товарный знак: цена вопроса

Одновременно шёл процесс восстановления прав на товарный знак «Круиз», который в своё время был утрачен. По инициативе Четвергова, было решено зарегистрировать его на нескольких соучредителей, включая Матвея Аничкина (Шнеура) — первого продюсера группы. Представитель Аничкина получил 40% акций компании, владеющей знаком, на безвозмездной основе.

Почему сам Аничкин не стал официальным владельцем? Ответ — формальный: он гражданин США, и любые доходы из-за границы могут вызвать интерес американской налоговой службы.

Пандемия как водораздел

С началом пандемии COVID-19 концертная деятельность практически остановилась. Источников дохода не стало, а товарный знак и юридическое лицо по-прежнему требовали финансового обслуживания. В отличие от других участников проекта, Дмитрий Четвергов взял все расходы на себя, а ради оптимизации передал права на свою компанию  Moscow City Records. Все остальные участники, в том числе и Матвей Аничкин отказались от решения этих финансовых проблем. 

Так был сохранён товарный знак  и создана возможность для будущей работы. К моменту окончания пандемии группа снова могла выйти на сцену — но начались совсем другие проблемы.

Конфликт интересов

В окружении Аничкина появляется некий администратор Юрий Левачев, ранее не имевший никакого отношения к «Круизу». Он интригами инициирует раскол между участниками проекта. Четвергов пытался сохранить мир: были даны временные разрешения Аничкину и Левачеву на использование бренда для их состава.

Однако вместо сотрудничества последовала серия судебных исков с целью оспорить права на товарный знак и фактически отнять его у человека, который и инициировал возрождение группы.

Как только бренд стал снова приносить доход, он внезапно стал всем нужен. Пока он требовал расходов — о нём вспоминать не спешили.

Что сейчас?

Сегодня Дмитрий Четвергов продолжает поддерживать концертную деятельность состава группы Круиз с участием Григория Безуглого и сам периодически выходит с ними на сцену. Аничкин и Левачев заняты судебными тяжбами, пытаясь взять контроль над товарным знаком.

Встает закономерный вопрос: зачем всё это Матвею Аничкину (Шнеуру)? Уроженец украинского Бердичева, ныне гражданин США, живущий в Дубае, он, по сути, рассчитывает на стабильный доход от выступлений группы в России — своего рода прибавку к пенсии. Удобная схема: без вложений, без участия, но с большим желанием извлекать прибыль, даже не находясь в России. 

Вместо эпилога

История «Круиза» — это не только о музыке, это история о памяти, и праве говорить: «Это наша группа». Кто действительно имеет на это право — решает не суд, а в конечном итоге совесть. Но, увы, в нашем мире даже рок-н-ролл иногда становится объектом корпоративных войн.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»