Отечественные производители — атланты, удержавшие на своих плечах туротрасль
Фото: unsplash
Российская промышленность уверенно занимает рынок производства оборудования для курортов. Китай уступает по надежности и качеству, поэтому власти будут развивать меры по защите внутренней экономики и российского бизнеса. Производство продукции для туротрасли важно удержать за Россией, не отдавая ее азиатским конкурентам.
Без вложений не обойтись
Максимальная поддержка для отечественных производителей — залог успешного развития туриндустрии: таким стал лейтмотив прошедшего в Москве Международного туристического форума «Путешествуй!». «Без инвестиций в отрасль не было бы такого стремительного роста индустрии. Важно поддерживать позитивный тренд и желание бизнеса вкладываться во внутренний туризм», — заявил зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, посетивший мероприятие.
Горнолыжный туризм занимает в этом вопросе особое место: это тот сектор, где требуется высококачественное и сложное оборудование. Развернуться есть где: как отмечает Дмитрий Чернышенко, сейчас Правительством РФ поддерживается создание 17 новых курортов с общим объемом инвестиций 76 млрд рублей.
В рамках федерального проекта «Промышленное обеспечение туризма» для поддержки отечественных производителей уже сформирован серьезный спрос на российское оборудование: канатные дороги, снежные пушки, ратраки, автобусы, аттракционы.
Спасатели горнолыжной отрасли
Действительно, российские промышленники показывают прорывные результаты. И их уже оценили курорты, которые с интересом переходят на отечественное. Исполнительный директор АО «КАВКАЗ.РФ» Хасан Тимижев даже называет отечественных производителей горнолыжного оборудования «спасателями»: «Вы нам не позволили остановиться!». Действительно, после резкого ухода европейских брендов курорты внезапно попали в вакуум: было непонятно, как дальше поддерживать отрасль, чем оснащаться, как ремонтироваться. Но российские заводы быстро переориентировались и обеспечили этот сектор и запчастями, и новым оборудованием. Как отметил на форуме «Путешествуй!» Хасан Тимижев, если в 2021 году в горнолыжном туризме России использовалось только 5% локализованного оборудования, то сейчас уровень локализации достиг 47%, и это не предел: «Уверен, что с помощью правительства РФ, Минпромторга, производителей мы достигнем цифры в 100%. Это то, к чему мы стремимся, чтобы добиться успеха».
Успехи промышленников в импортозамещении с восхищением оценивали участники и гости турфорума. Ведущий российский производитель канатно-транспортных систем РУСЛЕТ представил свою новейшую 10-местную кабину для канатной дороги. Генеральный директор РУСЛЕТ Дмитрий Сидорович, говоря об успешном импортозамещении в сфере производства канатных дорог (а это главный запрос горнолыжной индустрии России), отметил, что новая площадка холдинга — завод «ТверьКанатДор» — уже ведет отладку работы и с нынешнего года начнет производить до 15 канатных дорог в год, закрывая потребности рынка. ООО «КБ Ратрак Урал» показал запущенный в производство ратрак, компания «Волгабас» продемонстрировала модели современных туристических автобусов.
«Радует, что отечественные производства могут делать подобные вещи. Очень качественно, стильно, удобно. Понравилось, что кабина просторная, комфортная, удобно расположиться большой компанией. И у нее отличный обзор. Будет интересно увидеть ее на склоне», — отметил Михаил Строков, горнолыжник со стажем, посетитель ВДНХ, где проходил форум, поделившись впечатлениями от новой кабины РУСЛЕТ.
«Российский ратрак, думаю, даст фору зарубежным аналогам. Качественное исполнение и высокая функциональность. Пора такие вещи запускать в массовое использование на наших курортах», — считает гость форума Никита Ухов, занимающийся биатлоном.
А вот китайских достижений на ВДНХ в рамках форума не появилось, хотя мероприятие было международным. Возможно, причиной тому — неуникальность разработок КНР, ведь их технологии, даже если современные, берут свое начало у европейских аналогов, ныне уже устаревающих. Скажем, в Россию Китай привез свою канатную дорогу бренда BMHRI — КНР зашел со своим предложением в РФ после 2022 года, до этого никто не знал о работе Китая в этой сфере. Массового интереса у российских курортов эта продукция не вызвала, есть лишь единичные решения о покупке китайских подъемников. Потому что в России нет сервиса и обслуживания этих дорог, а в качестве есть сомнения (с учетом негативного опыта с китайским автопромом).
Внутренняя защита от китайской конкуренции
Российские производители просят защитить их от китайской экспансии. Причем страдают именно серьезные отрасли, потому что здесь, чтобы внедрить в практику разработки и хорошо «выстрелить» на рынке, нужны большие вложения средств. Например, руководитель департамента по управлению проектами НАТЭК-Нефтехиммаш Игорь Каменев отмечает, что тяжелое машиностроение особенно страдает от засилия китайской продукции: «Компании из КНР активно демпингуют, предлагая цены на свою продукцию иногда вдвое ниже рынка. Причем власти Китая оказывают поддержку своим компаниям: тарифное регулирование, льготы, лоббирование. По сути, наши компании проигрывают конкуренцию китайским производителям в борьбе за свой же рынок. Наша промышленность хоть и развивается, но не так быстро, как хотелось бы». По мнению эксперта, сейчас важно финансово поддержать конкурентоспособность отечественной промышленности, оставляя деньги в собственной экономике.
«Действительно, экономические отношения России и Китая пока неравные и нечестные. К примеру, еще в 2021 году на долю Китая приходилось 18% общего торгового оборота России, а доля РФ в торговом обороте Китая составляла лишь 2%. По итогам 2024 года поставки Китая в экспорте РФ доросли до 31%. Сейчас, правда, аппетиты сдерживают вторичные санкции США, которых Китай опасается. Но важнее здесь будет работа изнутри — поддержка Россией своих производителей», — говорит экономист Станислав Бурханов.
У Китая есть чему поучиться — там активно поддерживают своих производителей. Например, Народный банк Китая понизил процентные ставки для бизнеса до рекордных уровней (до 3,45% годовых), именно с целью поддержать промышленность и экспорт своей продукции (опять же и в Россию в том числе).
Эксперты рынка отмечают, что китайская конкуренция ломает рынок и давит низкой ценой при невысоком качестве, в итоге качественной надежной российской продукции сложнее выходить на массовое производство. «Наши китайские восточные партнеры активно демпингуют. Рынку надо обеспечить большой заказ и государственную систему субсидирования. Если мы решаем проблему импортозамещения, а не просто насыщения рынка, здесь нужен другой подход. Нужно, чтобы мы были вровень или лучше по ценовой политике, чем наш основной конкурент — Китай», — считает руководитель Экспертного совета Российского союза туриндустрии (РСТ) Николай Литаренко.
Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Вахруков согласился с производителями-участникам форума, чьи достижения зарекомендовали себя в туротрасли, что отдавать рынок азиатским партнерам неправильно: «Мы сейчас создадим спрос, и важно, чтобы он не ушел производителям с Востока».
При этом азиатские предложения пока слабы, и это понимают в профильных ведомствах. «Главное — качество, безопасность и доступная среда», — напоминает первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, отмечая роль сертификации сложного инфраструктурного оборудования для курортов. Низкокачественная и небезопасная продукция должна отсекаться. «Важно сертифицировать импортную продукцию с точки зрения безопасности — китайскую и не только китайскую», — подчеркивает Василий Осьмаков. Ранее эксперты рынка, основываясь на своем практическом опыте взаимодействия с Китаем, отмечали, что оборудование из КНР не сможет пройти более строгую российскую сертификацию. «Когда в России введут жёсткие требования по сертификации, китайское оборудование вряд ли пройдёт эти строгие требования безопасности», — убежден Евгений Хрыкин, исполнительный директор ООО «Ай Си Эс» (производство грузоподъемного оборудования).
«Эффективность работы российских заводов, обеспечивающих сегодня туризм надежным оборудованием, налицо, — замечает Станислав Бурханов. — Отечественные производители сегодня выступают в роли атлантов, они буквально удержали на своих плечах российскую туротрасль. И такие усилия надо ценить и поддерживать». Напомним, что в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» поддержка туротрасли составит в 2025-2030 годы до 403 млрд рублей. К 2030 году количество турпоездок по России должно дойти до 140 млн, а вклад туротрасли в ВВП — до 5%.
Поделиться
Поделиться