История

Павел Беляев – обделённый славой советский космонавт

26 июня этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, космонавта Павла Беляева. Он был в первом отряде космонавтов СССР, готовился лететь на «Востоке», но отправили Юрия Гагарина. Попал в экипаж с А. Леоновым, полетел, но в историю вошёл Леонов, когда тот вышел в открытый космос. Но именно Беляев, как командир корабля, руководил операцией и именно он дал команду на выход в космос и сообщил об этом на Землю:

– Человек вышел в открытый космос!

Также он справился с семью авариями на борту, три или четыре из которых считались смертельными. Космический корабль «Восход-2» Беляева и Леонова на нерасчётной скорости вошёл в атмосферу Земли. Антенны корабля оплавились, по иллюминаторам, как дождь, стекал раскалённый металл, а из-за огромных перегрузок космонавты буквально не могли пошевелиться. Но, тем не менее, без связи с Землёй, с отказавшей системой автоматической посадки, Беляев первым в мире вручную посадил космический аппарат. Если бы не его героизм, миссия «Восхода-2» завершилась бы трагедией.

Сквозь тернии к звёздам!

Павел Беляев родился 26 июня 1925 года в Вологодской области, в селе Челищево, в семье фельдшера. Раннее детство мальчика прошло в деревне, где он лет с шести уже приобщился к крестьанскому труду. Как и все на Севере, он отлично ходил на лыжах, отец брал его с собой на охоту.

Перед Великой Отечественной главa семейства сменил место работы, и Беляевы перебрались на Урал. Шестиклассник Павел отправился учиться в школу № 3 в Каменске-Уральском.

– Учился Паша обыкновенно, – вспоминала заместитель директора по воспитательной работе школы № 3 Юлия Антропова, – но был очень любознательным мальчишкой. Особенно легко ему давались точные науки, он увлекался астрономией. Часто уроки по этой дисциплине проходили под открытым небом. Именно здесь на одном из занятий он загорелся мечтой о космосе и сказал:

– Хочу увидеть звёзды, посмотреть, что такое наш космос.

22 июня 1941 года Беляев закончил 9-й класс. Сразу после выпускного вечера 16-летний Беляев написал заявление, чтобы отправиться на фронт добровольцем. Но его не взяли из-за возраста, и он пошёл работать на трубный завод. Работал токарем в механическом цеху на производстве артиллерийских гильз. Он быстро освоил профессию и стал работать приёмщиком готовой продукции.

Павел понимал, что путь в космос лежит через небо, поэтому, когда ему исполнилось 18 лет, он в 1943 году поступил в Ейское высшее военное училище лётчиков, а после его окончания 9 мая 1945 года был направлен в одну из частей ВВС.

Участвовал в войне с Японией в составе 38-го гвардейского истребительного авиаполка 12-й штурмовой авиадивизии Тихоокеанского флота.

После окончания боев молодой офицер остался служить в авиации ВМФ СССР, на Тихом океане. Освоил десятки типов самолётов, налетал более 500 часов, в 1959 году успешно окончил Военно-воздушную Краснознамённую академию, которая сейчас носит имя Гагарина. В учебном заведении он получил такую характеристику:

– Решительный, инициативный, скромный и дисциплинированный… Волевые качества развиты хорошо. Имеет хорошие командирские навыки. Характер спокойный.

Ещё в академии Беляеву предложили попробовать себя на «новой технике, не совсем авиационной». Он дал согласие. За готовность его поблагодарили, пообещав вызвать, когда возникнет необходимость. И вскоре командиру эскадрильи авиации Черноморского флота майору Беляеву пришёл вызов в Москву.

Нелёгкий путь в космос.

Ещё весной 1956 года С.П. Королёв высказал предложение о запуске человека в космос. С мая 1958 года группа под руководством М.К. Тихонравова начала разработку космического корабля для полёта человека вокруг Земли.

В процессе первичного отбора были рассмотрены документы на 3 461 лётчика истребительной авиации. Для первичной беседы были отобраны 347 человек. По результатам бесед и амбулаторного медицинского обследования к дальнейшему медицинскому отбору были допущены 206 лётчиков, которые проходили окончательное стационарное обследование в ЦВНИАГ в период октябрь 1959 года по апрель 1960. За это время отказались быть космонавтами 72 человека, не прошли по предъявленным медицинским требованиям 105 человек. Полностью все этапы медицинского обследования прошли 29 человек.

В первом отряде космонавтов были 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков авиации ВМФ. На момент зачисления самому старшему, Павлу Беляеву, было 34 года, самому младшему, Валентину Бондаренко – 23 года. После прохождения медкомиссии Беляев был зачислен в состав первого отряда советских космонавтов.

А в августе 1961 года с Беляевым случилось то, после чего казалось, что с мечтой о космическом полёте придётся попрощаться. Произошло его неудачное приземление после прыжка с парашютом, сложный перелом и долгое лечение.

Кость не срасталась, и пошли разговоры о том, что Беляева отчислят по медицинским показаниям. Врачи порекомендовали давать нагрузку на ногу, чтобы заставить непослушную кость срастись.

Беляев был очень упорным человеком, целеустремлённым, человеком слова. Если он поставил себе цель – он к ней шёл. Павел дома брал тяжёлые гантели и часами стоял на одной сломанной ноге. Упорные самоистязания дали эффект – кость срослась. 30 августа 1962 года ему разрешили вернуться к занятиям в группе подготовки космонавтов, а спустя 2 года Беляева включили в программу подготовки полёта с выходом в открытый космос в качестве командира корабля. Напарником стал А. Леонов.

В экипаже «Восхода-2» Беляев уравновешивал бурный темперамент Леонова, и в решающие минуты спокойствие командира оказалось решающим фактором. Однако в 1965 году, за несколько дней до старта, всполошились врачи: у Беляева были отмечены добавочные сокращения сердца, необходимо его заменить. Павел не паниковал, хотя только он один знал, что в этот момент творилось у него внутри. Дополнительные тесты он прошёл нормально, и члены комиссии проголосовали за экипаж в составе Беляева и Леонова.

Испытания продолжаются.

12 апреля 1961 года состоялся легендарный полёт Ю.А. Гагарина продолжительностью 108 минут. Для дальнейшего изучения воздействия невесомости на людей нужно было смоделировать невесомость в земных условиях. Для экспериментов в ЛИИ использовался самолёт Ту-104А.

Как заявил историк авиации и космонавтики, заведующий музеем Лётно-исследовательского института (ЛИИ) Андрей Симонов, в ходе переоборудования в ЛИИ из пассажирского салона самолёта были убраны 70 пассажирских кресел, а его пол, потолок и стены обшиты специальным мягким материалом.

Исследования проходили на высотах 6–9 километров. После разгона самолёт переводился в резкий набор высоты с углом до 45 градусов, а затем отдачей штурвала от себя устанавливалась перегрузка, равная нулю, и поддерживалась так до угла пикирования 40–45 градусов, после чего 60-тонный самолёт с предельно допустимой скоростью выводился из пикирования. Продолжительность невесомости в таких полётах (во время движения самолёта по параболе) составляла 28–30 секунд. За один полёт выполнялось по 12 режимов невесомости. Полёты начались в мае – июне 1961 года. Первым режимы невесомости начал выполнять один из лучших испытателей страны – Сергей Николаевич Анохин.

В 1964 году на Ту-104ЛЛ проводились испытания скафандра для выхода в открытый космос. Испытания проводил парашютист-испытатель ЛИИ Валентин Иванович Данилович.

С 22 декабря 1964 года по 6 января 1965 года на Ту-104ЛЛ в ЛИИ было выполнено 7 полётов с участием космонавтов из состава основного и дублирующего экипажа космического корабля «Восход-2». Основной экипаж – П.И. Беляев и А.А. Леонов (выход в космос), дублирующий экипаж – В.В. Горбатко и Е.В. Хрунов (выход в космос).

Именно на Ту-104ЛЛ в условиях невесомости Леонов неоднократно совершал «выход в космос», а также проводил эксперимент по открытию и закрытию люка шлюза вручную.

Двое в лесу среди пермской тайги.

18 марта 1965 года Беляев во главе экипажа «Восход-2» полетел в космос с позывным «Алмаз-1». Вторым космонавтом был Алексей Леонов – у него был позывной «Алмаз-2». Беляев руководил выходом Леонова в открытый космос и первым доложил на Землю, что всё завершилось успешно. Если бы Леонову выход в космос не удался, вместо него должен был выйти Беляев.

Существует легенда о том, что Беляев якобы имел приказ в том случае, если Леонов по какой-то причине не сможет вернуться на борт, отстрелить шлюз и возвращаться в одиночку. Но никто из знавших космонавта людей даже об этом и не думал. Бросить товарища Беляев не смог бы никогда, ни по складу характера, ни по своим представлениям о чести.

Выход Леонова в космос прошёл благополучно. Однако при посадке корабля «Восход-2», из-за отказа системы ориентации корабля на Солнце, Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель.

Из воспоминаний Ю.А. Гагарина:

– Система ручного управления на «Восходе-2» оказалась на редкость удобной и надёжной – Павел Беляев чувствовал корабль, как лётчик чувствует самолёт. И хотя это требовало больших знаний, точности и выдержки, в нужный момент он сориентировал корабль и вручную включил тормозную двигательную установку. Это делалось в космосе впервые, и вполне понятно, что все космонавты и специалисты на командном пункте понимали ответственность момента: теперь всё зависело от умения и хладнокровия Павла Беляева. Эти операции были выполнены впервые в мире.

В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми. В сообщении ТАСС это называлось посадкой в «запасном районе», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой.

Экипаж обнаружили не сразу, но всё-таки поисковые группы вышли на них до того, как космонавтам стала грозить смертельная опасность. Спасательная группа доставила не только вещи, но и всё необходимое. Даже ёмкость для принятия горячей ванны.

– Когда к нам пришли, откуда-то взялся огромный котёл. Нагрели воды. И представьте картину: лес, космический корабль и два голых человека, сидящие в этом котле, – вспоминал об этом Леонов.

Роковая ошибка врачей.

После возвращения из космоса и отдыха Беляев приступил к подготовке к новому полёту на военную орбитальную станцию «Алмаз», потом был включён в число тех космонавтов, кого планировали для участия в облёте Луны. Но из этой группы Беляева вывели по состоянию здоровья.

30 декабря 1969 года в дневнике генерала Николая Каманина появляется запись:

– Заболел космонавт Павел Беляев: хирург Вишневский вырезал ему две трети желудка, часть двенадцатиперстной кишки и аппендикс. Операция прошла удачно, но состояние Беляева ещё очень тяжёлое (раньше он никогда на желудок не жаловался).

Космонавт Павел Попович в интервью 2004 года говорил:

– Паша Беляев погиб из-за ошибки врачей: у него после операции на желудке возник перитонит, вылечить его не смогли. Умер Павел Беляев 10 января 1970 года. Ему было всего 44 года.

Члены отряда космонавтов утверждали, что Беляева нужно похоронить на Красной площади, как Королёва, Комарова и Гагарина. Но им жёстко заметили, что такое решение только в руках Л.И. Брежнева, а генсек счёл это нецелесообразным. И космонавта похоронили на Новодевичьем кладбище. На прощание, проходившее в Краснознамённом зале ЦДСА, пришли около 50 тыс. человек.

1 августа 1971 года командир «Аполлона-15» Дэвид Скотт оставил на Луне алюминиевую фигурку человека в скафандре. Рядом с ней была воткнута в грунт табличка, на которой были указаны имена 8 астронавтов США и 6 космонавтов СССР, к тому времени погибших или умерших. Среди имён, указанных на этой таблице, есть и Павел Беляев.

Именем Беляева был назван кратер на Луне, малая планета 2030 Belyaev, открытая 8 октября 1969 года, гора в Антарктиде, научно-исследовательское судно Академии наук СССР (РАН), борт VQ-BSH авиакомпании «Аэрофлот», школа № 3 города Каменска-Уральского.

Мемориальная доска со скульптурными портретами была открыта 9 мая 2015 года на доме № 2 в Звёздном городке в память трёх лётчиков – участников Великой Отечественной войны: Г.Т. Берегового, Н.Ф. Кузнецова и П.И. Беляева (скульптор Андрей Следков).

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»