Европейские ядерные фантазии
Разногласия между США и ЕС привели к тому, что в глазах европейцев ядерный зонтик США, который на протяжении десятилетий накрывал континент, больше не кажется полностью надёжным. «Я хочу верить, что Соединённые Штаты останутся на нашей стороне», – заявил весной президент Франции Эммануэль Макрон. Однако, по его словам, все должны быть готовы к тому, что этого не произойдёт. В итоге сейчас западные эксперты обсуждают несколько вариантов действий – все они выглядят нереалистично. Первый – Париж и Лондон раскрывают свой ядерный зонтик, охватывающий весь Евросоюз. Второй – создание «ядерного колхоза», при котором арсенал будет контролироваться неким наднациональным общеевропейским институтом. Третий – приобретение ядерного оружия ещё несколькими европейскими государствами, кроме Великобритании и Франции.
Как отмечают аналитики, все эти фантазии натыкаются на серьёзные препятствия. Если Европа выберет какой-либо из этих путей, то нужно будет соответствовать двум критериям. Во-первых, ядерный арсенал должен быть достаточно большим, технически сложным и способным выдержать первый удар. Во-вторых, тот, кто будет его контролировать, должен продемонстрировать готовность его использовать. В реализации этих пунктов есть серьёзные сомнения.
На самом деле до последнего времени обсуждался только один вариант действий: расширенное ядерное сдерживание, предоставляемое в первую очередь Францией, при дополнительной поддержке со стороны Великобритании. Канцлер Германии Фридрих Мерц уже проявил интерес к такому соглашению. Тем не менее он заявил, что оно будет служить только дополнением к американским ядерным гарантиям, а не их заменой. А в мае Франция и Польша подписали договор об углублении связей в области безопасности. Премьер-министр Польши Дональд Туск назвал этот шаг движением к потенциальному французскому ядерному зонтику для своей страны.
Проблема только в том, что в настоящее время ядерные потенциалы Франции и Великобритании вызывают серьёзные сомнения даже среди европейцев. Они могут не пережить первого удара. Париж имеет 290 ядерных боеголовок, готовых к развёртыванию, а Лондон может предоставить ещё 225. В совокупности это всего лишь 10% от того, чем обладает Россия. Причём после завершения договора СНВ‑3 Москва может быстро нарастить свои возможности, которые станут и вовсе недосягаемы для Европы. К тому же Франция и Великобритания, у которых нет собственных тактических ядерных боеголовок, могут не захотеть использовать свои стратегические ядерные силы для защиты какой-нибудь мелкой страны ЕС. Никто не захочет рисковать полным уничтожением.
Таким образом, очевидный вывод заключается в том, что они не могут предложить своим союзникам такое же сдерживание, как США. Для этого потребуются значительные инвестиции, чтобы увеличить количество стратегических боеголовок, приобрести тактические боеголовки и развернуть их таким образом, чтобы они могли пережить первый удар противника. Учитывая бюджетные ограничения, маловероятно, что Париж и Лондон смогут взять на себя бремя этих инвестиций в одиночку. Вместо этого большая часть счетов должна быть оплачена другими европейскими государствами, у которых денег и так нет.
В такой схеме есть и ещё одно слабое место. Судя по результатам недавних выборов во Франции и Великобритании, там могут прийти к власти правительства, которые откажутся проводить столь агрессивную ядерную политику. Проще говоря, франко-британский ядерный зонтик может однажды закрыться по тем же причинам, что и американский.
Что же касается так называемого коллективного общеевропейского ядерного сдерживания («ядерного колхоза»), то с ним всё обстоит ещё сложнее. Ни Париж, ни Лондон не захотят передать свой национальный арсенал единому европейскому органу и отказаться от последнего слова в вопросе использования столь мощного оружия. Вопрос о том, кто обладает окончательными полномочиями на запуск ракет, скорее всего, перевесит любые другие соображения.
Ещё сложнее выглядит вариант с распространением ядерного оружия по другим странам ЕС. Теоретически Германия и Польша могли бы выделить финансы, необходимые для накопления достаточного количества обогащённого урана и разработки ядерного оружия. Но для этого потребуется время, а Россия ждать не будет. В Европе справедливо полагают, что после ударов США и Израиля по иранским ядерным объектам Москва нанесёт упреждающий удар обычными вооружениями по европейским объектам обогащения урана и другим местам разработки. В итоге западные эксперты признают, что ни один из вышеперечисленных вариантов не будет реализован. Европе лучше не думать о войне с Россией, а договориться с Москвой о долгосрочном мире.
Поделиться
Поделиться