Общество

Не так страшен Трамп

Социалист Зохран Мамдани вот-вот может стать мэром Нью-Йорка. Он с большим отрывом победил на праймериз Демократической партии, которая уже несколько десятилетий не оставляет республиканцам шансов в крупнейшем городе США. Но триумф Мамдани особенный: он пожинает плоды ненависти к Дональду Трампу электората демократов, действующего по принципу «назло бабушке отморожу уши». В финансовой столице мира, измученной бюрократическим регулированием, даже образованный класс голосует за явного левака, шиита индийско-угандийского происхождения, который обещает сделать жизнь богатых ещё хуже.


«Свой» для чужих

Программа 33-летнего Мамдани проста, как помидор: зарплаты у всех вырастут, а халявы будет больше. Проезд в автобусе станет бесплатным, а сейчас он стоит около трёх баксов. Создадут сеть муниципальных магазинов, где еду можно будет купить намного дешевле. Зарплата будет не менее 30 долларов в час, хотя минимальная федеральная зарплата в Штатах в 2025 г. составляет 7, 25 доллара.

Было время, большинство в Америке составляли здравые грамотные люди, которые на такое не велись.

Ну с чего минимальная зарплата должна вдруг вырасти в четыре раза, если страна переживает не лучшие времена, а государственный долг улетел за 30 трлн долларов? Даже если такую глупость осуществить, разве работодатель завтра не уволит значительную часть своего коллектива? И как это Штаты раньше обходились без государственных магазинов? Разве эти шопы не начнут тут же работать по принципам советской торговли, где никто не заинтересован грамотно хранить и реализовывать продукцию? Разве государственная почта не является в Америке символом безалаберности, воспетым в анекдотах? Бесплатные автобусы? Это в городе, где средняя зарплата официально составляет 94 тыс. долларов в год?

Но сегодня электорат стал другим. А Мамдани – вполне прагматичный популист, который играет на хотелках этого электората, как на саксофоне. Например, обещает заморозить квартплату. Даже первоклассник сообразит, что если в Нью-Йорке бесконечно растут местные налоги, сборы, пени, штрафы, то бизнес будет закладывать всё это в цену продукта. Дорожать будет всё, в том числе и недвижимость. Однако тысячи взрослых людей почему-то соглашаются, что экономические законы могут быть отменены в одном конкретном случае ради их сакрального удобства.

Было время, и в Нью-Йорке гордились своей полицией, покончившей и с итальянской мафией, и с гарлемскими молодёжными бандами. Сегодня будущий мэр Нью-Йорка пишет: «Нам не нужно проводить расследования, чтобы знать, что нью-йоркская полиция – расистка, что она против квиров и представляет большую угрозу для общественной безопасности. Что нам нужно сделать – это дефинансировать нью-йоркскую полицию». Считается, что бравого копа с пистолетом успешно заменит корпус соцработников под названием «Департамент общественной безопасности».

Не нужно быть семи пядей, чтобы догадаться: больше всех полиция мешает уголовникам, за «дефинансирование» больше всех «топит» движение Black Lives Matter. Даже в постсоветской России, когда милиция была слаба и коррумпирована, никому всерьёз не приходило в голову вовсе её расформировать. А в Нью-Йорке всё наоборот: преступность растёт, особенно борзеют как раз афроамериканцы. Ежегодно штат Нью-Йорк теряет сотни тысяч жителей, за последние 10 лет уехали 2–3 миллиона. Но это не значит, что штат обезлюдел: просто на смену белым предпринимателям приходят мексиканцы, китайцы, чернокожие. Даже район Брайтон-Бич голосует за Мамдани, хотя иммигранты из стран соцлагеря обычно горой за республиканцев, поскольку не хотят повторения советского маразма в новой стране. Но они давно составляют на Брайтоне меньшинство, а «держат» район мусульмане, которых в Нью-Йорке 8–9% населения. Это выходцы из Пакистана, Палестины, Иордании, а Мамдани для них «свой».

И даже его левые взгляды отходят на второй план, если парень не пропустил ни одного антиизраильского митинга в Нью-Йорке. На одном из них он заявил, что арестует премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, если тот вдруг заявится на Манхэттен. Мамдани отказывается даже осудить выражение «глобализовать интифаду», которое трактуется как призыв к распространению звериной тактики боевиков ХАМАС на весь западный мир. За это исламисты готовы простить ему и ежегодное участие в гей-параде: нормальный популист ведь почти любым меньшинствам обещает привилегии.

А чеки на оплату этого банкета предполагается предъявить бизнесу. Кто бы сомневался: кандидат Мамдани предлагает ещё больше увеличить налоги на богатых, хотя в Нью-Йорке они и так выше, чем в среднем по стране. Чтобы доставить особое удовольствие чернокожим, он предлагает повысить бремя только в некоторых районах, где преимущественно проживает белое население. Хотя деньги без труда можно найти в бездонной городской казне, финансирующей множество странных проектов, в которых трудно высмотреть что-то полезное.

Если раньше Демпартия защищала права рабочего класса, то сегодня в Нью-Йорке она перестала быть партией здравого смысла. Она сильно полевела и обслуживает своих же членов с простыми, как гвоздь, желаниями, 70 лет назад блестяще описанными в антиутопиях Айн Рэнд. Но деловой мир не на шутку напуган перспективами прихода Мамдани, и «атланты» наверняка дадут бой.

Деньги из тумбочки

Но как же Америка так быстро изменилась? Тележурналист Михаил Таратута пишет, что в 1990-е тема левых в общественной жизни просто отсутствовала. Пытаясь найти хоть каких-то коммунистов после распада СССР, Таратута не без труда разыскал обком в Сан-Франциско: в подвале книжного магазинчика на окраине ютились 6–7 немолодых леваков. Но одновременно в стране возрастала цена власти: ведь всё больший процент ВВП распределялся через бюджет, а контроль над заимствованиями был потерян. Соответственно, появилась возможность обещать золотых слонов, а впоследствии хотя бы частично воплотить свои обещания в долг.

Демократы в послевоенный период явно уступали республиканцам, а потому с большей яростью сделали ставку на меньшинства и на беднейшие слои. Они работали в гетто, кишащих вчерашними нелегалами: «Голосуй за нас, и мы пробьём тебе бесплатное жильё и медицинскую страховку. И ты сможешь перетащить в Штаты родню». Они окучивали гей-парады: «Голосуй за нас, и никто не сможет уволить тебя с работы». Они принимали у себя конференции феминисток: «Мы заставим отдавать женщинам половину мест на госслужбе, только голосуй». И чем больше становилась доля бюджетных расходов, тем больше появлялось желающих перейти от предпринимательства к поиску ренты.

А ведь Запад пришёл к процветанию совсем другим путём: через промышленную революцию, умеренные налоги, минимум чиновников, жёсткий монетаризм. А тут даже безработным выдавали ипотечные кредиты под плавающий процент, привязанный к ставке ФРС. А она к 2007 г. взяла и выросла в пять раз.

Обычно кризисы разрешаются через корректировку структуры производства: кто-то банкротится, кто-то открывает новые рынки. Но власти уже привыкли на любой вызов отвечать ростом государственных расходов, не давая ценам и ресурсам приспособиться к спросу и предложению. Ведь когда в моде левые идеи, для политиков главное – не дать упасть зарплатам и вырасти числу безработных. При демократе Бараке Обаме денежная масса выросла на 4, 5 трлн долларов, госдолг взлетел с 9 до 19 триллионов. На этом фоне запустили программу всеобщего медицинского страхования Obamacare, а предельная ставка подоходного налога выросла с 35 до 40%: средний класс платил за заигравшихся в ипотеку бедняков.

Но самое поразительное: демократам удалось убедить большинство американцев, что в кризисе виновато не безумное регулирование рынков, а сам свободный рынок. Не политики, ловившие голоса на социалистическую наживку, а естественное стремление бизнеса извлекать прибыль. И в 2010-е Америка на глазах начала утрачивать свои узнаваемые черты.

Как ни странно, всё это понравилось самому избалованному из послевоенных поколений – миллениалам. Безусловно, среди них немало выдающихся учёных, предпринимателей, изобретателей, но слишком многие привыкли, что деньги на всё берутся из тумбочки – родительской или государственной. 58% миллениалов США имеют сбережений меньше 5 тыс. баксов, 53% американцев в возрасте от 21 до 37 лет получают часть денег от родителей, 37% из них получают такие деньги ежемесячно. Но даже при этом 81% молодых семей имеют совокупный долг в 2 трлн долларов. И как они должны отнестись к предложению популиста Мамдани заморозить квартплату, повысить заработки и отменить плату за проезд в автобусе?

Как уже рассказывали «АН», в 2020 г. социологическая служба YouGov опубликовала исследование: 44% молодых американцев предпочли бы жить в социалистической стране. 42% проголосовали за капитализм, а 7% выбрали коммунизм. 32% опрошенных нравится Маркс и 23% – Ленин. Похожие результаты у исследовательской службы Harris Poll – 49, 6% миллениалов и зумеров хотели бы жить при социализме.

Под них подстраиваются политики. Видная фигура в Демократической партии сенатор Берни Сандерс не стесняется называть себя социалистом. На праймериз 2016 г. он получил больше голосов 18–29-летних избирателей, чем Клинтон и Трамп, вместе взятые. Это неудивительно: обещал списать молодым американцам долги за учёбу и сделать высшее образование бесплатным. Заодно они смогут брать оплачиваемый больничный, когда чувствуют себя не в духе. Сандерс также предлагает забирать у самых богатых 90% дохода, а налог на наследство установить на уровне 65%.

Но молодая поросль ещё радикальнее: 35-летняя Александрия Окасио-Кортес вовсе не считает моральным мир, допускающий существование миллиардеров. И сверкает на званых вечерах в белом вечернем платье с крупной красной надписью на спине и ниже: Tax the Rich («Обложите налогом богатых»). Как и мечтал Ленин, дочь уборщицы из Пуэрто-Рико тоже может управлять государством: предлагает распространить на всё население страны медицинскую страховку Medicare, которую предоставляют лишь пожилым людям после 65 лет, обеспечить всех американцев доступным жильём и всем гарантировать работу за счёт бюджета. При этом пламенная Окасио-Кортес в чопорном Нью-Йорке выигрывает выборы в Конгресс у республиканца Джона Каммингса с результатом 71, 6%.

Конечно, за века свободного рынка Америка выработала антидоты к такой заразе. Поэтому в Белом доме сейчас Дональд Трамп, а Сандерс и Окасио-Кортес остались на вторых ролях. Но левая идея постоянно мутирует, приспосабливаясь к изменившейся «американской мечте» – хорошо жить, не напрягаясь и ничем не рискуя. И однажды антидот не сработает.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»