С ещё одного разведчика-нелегала сняли гриф секретности
Разведчик-нелегал С.Ю. Черепанов. Кадр НТВ
Недавно директор Службы внешней разведки (СВР) России Сергей Нарышкин впервые представил разведчика-нелегала полковника СВР Сергея Черепанова, сняв гриф секретности с его личности. Обозреватель «АН» попросил рассказать о новом рассекреченном нелегале ветерана российских спецслужб полковника в отставке Юрия МАРКОВА.
«Без права на славу во славу державы»
Юрий Иванович в начале беседы, видимо, боялся сказать лишнее. Поэтому строго придерживался официальной линии и ссылался на слова главы СВР Сергея Нарышкина, который в интервью телекомпании НТВ заявил: «Должно пройти время, должны быть взвешены все обстоятельства и риски в случае рассекречивания имени разведчика-нелегала. Если риски отсутствуют в данный момент времени, то принимается решение о возможности его рассекречивания».
– Такое происходит нечасто, – с сожалением произнёс полковник Марков. – Ведь нелегалы особо засекреченные люди. Даже в разведке – Управление «С» – это высшая тайная каста, не зря их называют «сотрудниками особого резерва». И не случайно их девиз: «Без права на славу во славу державы».
Этим летом произошло редкое исключение из этого правила. Публично назван разведчик-нелегал, который добился высоких результатов в работе за рубежом. «Его имя – Сергей Юрьевич Черепанов», – сказал Сергей Нарышкин в программе «Новые русские сенсации» на канале НТВ. По словам директора СВР, в течение более чем 20 лет Черепанов работал «в особых условиях» в стране «со сложной оперативной обстановкой». «Работал достойно, с высокими результатами, был награждён орденами», – добавил руководитель Службы внешней разведки.
28 июня исполнилось 103 года со дня создания Управления «С» (нелегальная разведка) нашей страны. В тот день в 1922 году было создано закордонное отделение иностранного отдела Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР.
С тех пор Управление «С» всегда было самым секретным подразделением отечественной внешней разведки. За более чем сто лет стали известны имена не так уж многих асов-нелегалов. В их числе Дмитрий Быстролётов, Яков Серебрянский, Василий Зарубин, Александр Коротков, Исхак Ахмеров, Арнольд Дейч, Иосиф Григулевич, Вильям Фишер (Рудольф Абель), Леонтина и Моррис Коэны, Африка де лас Эрас, Конон Молодый, Геворк и Гоар Вартаняны, Алексей Козлов, Юрий Дроздов, Алексей Ботян.
В последние годы было рассекречено ещё несколько выдающихся разведчиков-нелегалов: Юрий Шевченко, Владимир Лохов, Михаил Васенков, Евгений Ким, Тамара и Виталий Нетыксы, Людмила и Виталий Нуйкины, Борис Прибытков.
Теперь право на свою толику славы получил и Сергей Черепанов. Ранее он никогда не появлялся на телевизионных экранах «и всю жизнь оставался в тени».
Если миссия невозможна
Как пишет западная пресса, масштаб ущерба, который агентурная работа Черепанова могла принести США и другим странам НАТО, до сих пор остаётся неясным.
– А ведь он начал работать в разведке ещё в 1981 году, – говорит полковник Марков. – И хотя родился Сергей в 1955 году в России, в юности по внешнему облику напоминал уроженца стран Латинской Америки. Вот и дали ему в разведшколе при обучении испанский язык.
За 24 года службы в нелегальной разведке Черепанов объездил не один десяток стран. Точнее, сорок три. Его направляли туда, где не было советских представительств, а значит, и резидентур под их «крышами».
В 1980-е годы такими странами были Чили и Парагвай, где правили диктаторы Пиночет и Стресснер. Трудно было получить достоверную информацию также из объятых гражданскими войнами Сальвадора, Панамы, Гондураса и Белиза. Вот там и выполнял рискованные задания Москвы наш разведчик-нелегал.
– Это было крайне опасным делом, – утверждает Юрий Иванович.
Вот что по этому поводу заявил сам Сергей Черепанов: «Если миссия невозможна для легальной резидентуры, это для нас, нелегалов. Кто приезжает в горячую точку? Журналисты, затем туда приезжают дипломаты специальных комиссий, сотрудники неправительственных организаций, так называемые бизнесмены, которые ловят рыбку в мутной воде, и разведчики под всеми этими прикрытиями».
– Понятное дело, под каким именно прикрытием работал в горячих точках Латинской Америки Сергей Черепанов – это тайна и по сей день, – говорит полковник Марков. – Такая же, как и источники его информации.
Сам Сергей Юрьевич заявляет: «Иногда я сравниваю это с врачебной тайной. Мы о наших источниках не можем публично говорить ни в коем случае, чтобы им жизнь не портить. Мы любим свои источники, мы дружим с ними, с уважением относимся к ним, с благодарностью».
– Почти четверть века ходить, что называется, по лезвию ножа – это подвиг, – восхищается своим коллегой полковник Марков. – Ведь провалиться можно в любой момент и на любой мелочи. Даже на шнурках или зубных пломбах.
Сергей Юрьевич сейчас с юмором рассказывает историю про шнурки, которые чуть не выдали его в первой зарубежной командировке. На местных ботинках они были необычайно шелковистыми и часто развязывались. Однажды, увидев это, его знакомый спросил: «Тебя что, родители в детстве не научили завязывать шнурки?» Оказывается, надо было делать два узла-бантика, как было принято в этой стране. Больше таких оплошностей Черепанов не допускал.
А вот ещё одна проблема нелегалов, которую надо было обязательно учитывать за рубежом, его, к счастью, миновала. Это состояние зубов. Перед отправкой за границу их в обязательном порядке отправляли к дантисту, чтобы тот поменял советские цементные и сделанные из амальгамы пломбы на пломбы из заграничных материалов. По словам Сергея Юрьевича, все его зубы перед отъездом в командировку были целыми. Лечить их пришлось уже за границей.
Профессия разведчика-нелегала связана с преодолением немалого числа трудностей. Одни из самых нелёгких – это семейные проблемы.
– Наш разведчик – это не киношный западный Джеймс Бонд, покоряющий сердца заморских красавиц. Он скорее похож на советского Штирлица, остро переживающего разлуку с Родиной и семьёй, – продолжает свой рассказ полковник Марков.
По утверждению западной прессы, во время жизни за границей у нашего нелегала в России оставались жена и сын. Он остро переживал разлуку с ними, ведь виделся с близкими только в редких отпусках.
Побег из ловушки
В последние годы своей длительной зарубежной командировки Сергей Черепанов жил в Мадриде. По официальным документам он значился как Генри Фрит и был совладельцем консалтинговой компании Frimor Consultores, которая располагалась в доме 47 по улице Гойи.
Согласно легенде, Фрит родился в Эквадоре, его матерью была гражданка Эквадора, а отцом – гражданин Новой Зеландии. Долгое время это не вызывало никаких подозрений.
Но вот 28 июня 2010 года, на следующий день после того, как ФБР арестовало десять российских разведчиков-нелегалов в США, Фриту позвонил сотрудник британской разведки в Мадриде.
– Сначала он попытался взять нашего разведчика на испуг, – говорит полковник Марков.
«Ваша жизнь в моих руках. Вы в очень сложной ситуации, если мы не поговорим сейчас, думаю, у вас будут большие проблемы в Испании», – заявил Фриту сотрудник британской разведки. Он рассказал нелегалу, что знает о том, что тот работает на Россию, однако Фрит в ответ всё отрицал. Англичанин угрожал тем, что к русскому разведчику придут «полиция, власти, и вся его жизнь превратится в руины».
Недоделанный британский Джеймс Бонд утверждал, что западные спецслужбы занимались делом российского разведчика более года. Мол, знают о нём всё. Якобы Фрит свои отчёты для Москвы писал на специально защищённом ноутбуке и хранил на специальной флеш-карте, которую он оставлял в так называемых «мёртвых почтовых ящиках». Например, в муляже камня у дороги, откуда секретную информацию забирал российский дипломат, когда парковал машину к месту закладки, чтобы там якобы справить малую нужду. Конечно, это был бред. Когда Черепанова не удалось взять на испуг, спецы из MI-6 изменили тактику.
Как вспоминает теперь Сергей Черепанов, «они разработали комбинацию по моему склонению к сотрудничеству. Я должен был согласиться на сотрудничество, на предательство».
– Его попытались купить, – усмехается Юрий Иванович. – Главным доводом было: «Мы же профессионалы, вы профессионал, мы договоримся!»
И они договорились! Только совсем не так, как планировали британцы. Вот что рассказал Сергей Черепанов: «Во время этого подхода мне удалось обнаружить у них слабые места в позиции. Используя эти слабости, я смог самостоятельно вернуться в Центр, тем самым избежав осложнений для нашей службы, для руководства страны и меня лично».
– Время рассказать во всех деталях, как удалось одурачить британскую разведку, пока не наступило, – говорит Юрий Иванович. – Но вот что об этом побеге пишет испанская пресса: «Генри Фрит попросил Алехандро Валдезате, сына женщины, с которой он жил в Испании, отвезти его в аэропорт Мадрида, после чего пропал. Сотрудники Национального центра разведки считают, что он смог выехать в Россию по одному из специально разработанных маршрутов, предусмотренных заранее на случай провала разведчика. На следующий день агенты испанского Национального центра разведки пришли в дом Алехандро Валдезате и начали расспрашивать о Генри Фрите, который там жил и помогал матери бороться с раком. Алехандро свыкся с мыслью, что он больше никогда в жизни не увидит Генри. Единственная его обида по отношению к Генри заключается в том, что он не смог быть на похоронах Кармен, которая умерла спустя несколько месяцев после его внезапного отъезда».
К сожалению, нелегал не волен распоряжаться своей судьбой, в которой немало трудного и даже трагического. Однако Сергей Черепанов считает: «Да, это интеллектуальный вызов себе, и когда говорят иногда про нелегалов, что он на алтарь Отечества положил свою жизнь, судьбу пожертвовал, отчасти это так. Но есть и преимущество – это прожить другую жизнь. У всех такие возможности есть? Вряд ли! Даже работая в качестве дипломата, вы другую версию жизни не увидите!»
– Зачем нужна нелегальная разведка? – задаётся вопросом полковник Марков в конце разговора.
Ещё в горбачёвскую перестройку некоторые журналисты писали, что разведка, особенно нелегальная, – это пустая трата денег. Мол, нигде в мире, кроме Советского Союза, нет агентов-нелегалов. Слишком это дорогое удовольствие готовить долгие годы людей для внедрения в чужую страну под выдуманной легендой.
Американский разведчик, бывший резидент США в Индии Гарри Розицки в своей книге написал, что «если бы в США была такая нелегальная разведывательная служба, как в Советском Союзе, численностью хотя бы человек в 100, то Америка могла бы чувствовать себя спокойно».
Мнение эксперта
Ветеран внешней разведки Георгий САННИКОВ считает:
– Нужно понимать, что разведчики-нелегалы – это очень и очень закрытая тема. Это штучный, драгоценный товар, как скрипка Страдивари, с особыми лаком, звуком и тоном. Это люди особого закала, склада ума.
Поделиться
Поделиться