Русская Америка принимает эстафету
В романе «Пробуждение троянского мустанга», который был написан пять лет назад, отношения президентов Путина и Трампа пересеклись на Аляске. В романе противники Трампа планируют взорвать его вместе с президентским бортом №1 в районе пика Мак-Кинли – это гора рядом с самым известным городом штата Аляска Анкориджем. Трампу приходится круто менять маршрут и скрываться в Москве, где его приютил президент Путин. В жизни оба президента встретятся в эту пятницу там же, на Аляске, и круг параллельной и настоящей реальности замкнётся. Так что самое время поговорить об обстоятельствах, которые предшествуют их реальной встрече.
На самом деле Трамп очень хотел, чтобы встреча прошла в Риме, но это было бы признанием роли четвёртого рейха во всей этой истории. Мы Трампу отказали, и сошлись на русской Америке. Именно так называли штат Аляска, который стал американским каких-то полтора века назад.
Сейчас самое время перейти к сути. Так вот. Главная гиена западного рынка СМИ – агентство «Блумберг» уже на минувшей неделе рассказало миру, как всё будет. Понятно, высосали из пальца, но чем чёрт не шутит? А может, сам Трамп специально слил через них свои хотелки. Главное же в них то, что Трамп предлагает обмен территориями. Он нам милостиво дарит ДНР и ЛНР полностью. В Херсонской и Запорожской областях мы должны остановить своё наступление. То есть останавливаемся на линии боевого соприкосновения. Остальные части этих территорий Трамп нам не даст.
А в чём, собственно, обмен областями? Единственное, что приходит в голову, это наш уход из Сумской, Днепропетровской и Харьковской областей, куда мы зашли для обеспечения зоны безопасности рядом с нашими областями – Белгородской, Брянской и Курской. Напомню, это Трамп хочет сделать нам такой царский подарок.
Когда эти новости пошли по миру и по нашим городам и весям, многие из нас загрустили. Мол, опять нас обманывают, как много раз в прошлом. Не добили ваххабитов в первую чеченскую войну, поверив, что они угомонятся, а те устроили новую кавказскую войну. Отдали американцам Западный Берлин, и они сегодня врут, в том числе лично Трамп, что это они освободили Берлин от Гитлера. Много таких казусов было в нашей истории, когда нас обманывали, как детей, и мы только через много лет вопили – вы что творите?! Вы же обещали! Помните, как обещали Горбачёву и Ельцину не расширяться на восток. А расширились так, что уже в Харькове едва не появилась американская военная база. Так что 99% нашего населения уверено – Трамп и его торгаши обманут нас и сегодня. Но это эмоции. Перейдём к реальности сегодняшнего дня.
Что значит часть Донецкой области и Луганская область, если в терминах Трампа? На самом деле Луганская область практически освобождена. Остался крохотный кусочек территории. А в Донецкой области под оккупацией бандеровцев остаётся большой кусок, включая города Славянск и Краматорск. Да и Покровск ещё под ними. Это крупные и важнейшие города. То есть Трамп «милостиво предлагает» весь север ДНР с этими городами обменять на части Сумской и Харьковской областей, получается так.
Но оставим «Блумберг». Трамп лично в субботу подтвердил свой план обмена территориями между Украиной и Россией. При этом признал, что план сложен, но принесёт выгоду обеим сторонам. Тут же вспомнил о Зеленском: заявил, что тот должен быть готов что-то подписать, чтобы урегулировать конфликт на Украине. Так и сказал – «что-то подписать». То есть даже сам пока не знает – что?
Если совсем простыми словами, то Трамп мечтает о заморозке конфликта. Но с обременением. Запад не будет то ли 49, то ли 99 ближайших лет признавать подаренные нам Трампом территории российскими. То есть де-факто они будут российскими, а де-юре украинскими.
Вот такая вот идёт торговля. Оговорюсь, с нашей стороны каких-либо заявлений или утечек о торговле нет. Есть только одно заявление, что президенты США и России встретятся на Аляске, чтобы обсудить ВАРИАНТЫ мирного урегулирования войны на Украине. Именно варианты.
Одним словом, ситуация по-прежнему остаётся крайне серьёзной. Особого внимания заслуживает заявление помощника президента России Юрия Ушакова после встречи президента Путина в Москве со спецпосланником Трампа Стивом Уиткоффом. Ушаков под камеру сообщил, что Соединённые Штаты сделали России предложение, которое её устроило. Это прозвучало достаточно однозначно, без намёков и обтекаемых формулировок. Что именно содержится в этом предложении – бог его знает.
Вероятно, речь могла идти о предложении встречи двух президентов. Или других дипломатических инициативах. Западные же СМИ твердят до сих пор, что речь идёт о какой-то дипломатической торговле. Уверены, что Зеленский сделает всё, чтобы этого не произошло. Об этом сразу прямо заявила американская газета Wall Street Journal. И сам Зеленский не замедлил поднять истерику – мол, своими территориями не торгует. Для него это станет катастрофой не только потому, что его бандеровское окружение не согласится с этим никогда. Есть и другая причина того, почему он не согласится на добровольный уход ВСУ из Донецкой области.
Достаточно взглянуть на карту, чтобы понять – уход с этой территории приведёт к крайне неблагоприятной конфигурации фронта для Украины в дальнейшем. В случае продолжения конфликта, в чём никто не сомневается, наши войска только усилят давление и в Харьковской области, и в Запорожской, и в Днепропетровской областях.
Та же Wall Street Journal утверждает, что в случае, если Зеленский не согласится на предложенные условия, Трамп может заявить, что Соединённые Штаты прекращают поддержку разведданными и поставки вооружения. Ответственность будет переложена на Киев. Подобная трактовка событий выглядит логичной на первый взгляд, но многие эксперты скептически относятся к такому развитию событий. Решения в этой сфере не зависят исключительно от воли Трампа: существуют серьёзные опасения, что западные страны попросту не могут себе позволить оставить Украину без поддержки. Поскольку в случае её поражения последствия будут катастрофическими прежде всего для Европы и всей западной коалиции. Это мнение неоднократно обсуждалось в профессиональных кругах.
Но это гадание на кофейной гуще. Сегодня неизвестно, будет ли в Анкоридже подписано вообще что-то, или президенты ограничатся для первого раза обсуждением вариантов. Как и сказано в нашем официальном заявлении. На Западе пишут о каком-то временном перемирии. Но такой вариант очевидно приведёт лишь к отдыху, пополнению и дополнительному вооружению ВСУ. Что неоднократно предлагалось и было нами отвергнуто.
Здесь процитирую сообщение ТАСС: «Президент России Владимир Путин проинформировал по телефону своего белорусского коллегу Александра Лукашенко об итогах своих контактов 6 августа с американским спецпосланником Стивеном Уиткоффом». Это была тассовка. После того разговора по телефону Александр Григорьевич дал интервью американскому журналу «Тайм». Говорил два часа. И вот что самое интересное и успокаивающее. Президент Белоруссии достаточно резко обозначил позицию: если Трамп продолжит серьёзное давление на Россию, Владимир Путин может жёстко и недипломатично отказать ему в каких-либо совместных инициативах. Вот его слова: «Он должен всегда понимать, что его могут послать на х…». В переводе на язык дипломатии это означает, что США могут нарваться на серьёзный конфликт интересов и прямое противостояние на высшем уровне.
Вообще, действия американской стороны анализируются не только в Белоруссии. Само собой, западными блогерами и военными экспертами. Они напоминают, что Трамп действует в стиле западных лидеров. Что проявляется и в угрожающих заявлениях, и в демонстрации военной силы. Помните, как недавно Трамп объявил, что посылает две атомные подводные лодки «в степи Украины». Это шутка, естественно. Никто не знает, куда он их послал. И послал ли вообще.
Метод американской дипломатии нередко описывается как стратегия давления. Если перевести на понятный язык – это означает «кошмарь и крышуй». Сначала создаётся атмосфера давления и страха, затем следует предложение покровительства, естественно, на своих условиях и в свою пользу. Этот приём далеко не нов: он уходит корнями в историю, и на Западе его истоки прекрасно понимают, хотя у нас об этом говорят редко.
В качестве яркой аналогии они сами приводят опыт так называемой датской дани (Danegeld) – особого налога, который англосаксы в конце X века начали платить викингам, чтобы те не совершали набеги на Британские острова. Напомню, викингами в те времена считались не только норвеги, но и дикие датские племена. Всё началось после крупного поражения англичан при Молдоне в 991 году, когда датские банды разгромили войско бритов и опустошили прибрежные области. Поняв, что можно получать огромные богатства без затяжных сражений, а лишь одной угрозой вторжения, датские викинги-бандиты наладили системное вымогательство: «Не заплатите – приплывём и разорим».
Им это настолько понравилось, что схема просуществовала два-три века: при малейшем отказе платить появлялся бандитский флот, и Англия вынуждена была снова соглашаться на условия вымогателей. Это явление глубоко вошло в английскую культуру вплоть до литературных произведений: Редьярд Киплинг посвятил ему отдельное стихотворение «Dane-Geld», что в переводе означает «датская дань» или «датские деньги». Киплинг же в своём стихе предупреждал: начав платить вымогателям, остановиться уже невозможно. Напомню об этом тем, кто думает, что, начав уступать Трампу, вы от него избавитесь. Наоборот. Он, как гоголевский чёрт, сядет вам на шею и будет крутить вашей башкой, пока она не отвалится.
Что касается «датской дани» X века, её масштабы были таковы, что современные археологи находят в Дании монет того времени больше, чем в самой Великобритании. Что убедительно подтверждает: из Англии вывезли колоссальные тонны золота и серебра. На Западе этот исторический опыт переняли как модель дипломатических и экономических отношений: создать угрозу, растопырить корявые пальцы, после чего сосать кровь жертвы, пока она не превратится в высушенную шкурку. Именно такую схему – «датская дань» в современной обёртке – применяют все американские администрации последние 30 лет.
Вот и Трамп, как напоминают их блогеры и военные аналитики, мыслит в логике этой стратегии: жёсткое давление с последующим «покровительством». Поэтому достичь справедливого компромисса с ним крайне сложно. Напомню ещё раз, что Александр Лукашенко, после телефонного разговора с Владимиром Путиным, прямо предупредил США через интервью в журнале «Тайм»: чрезмерное давление на Путина может закончиться тем, что реакция будет жёсткой и недипломатичной.
Кстати, история России знает похожие примеры. Достаточно вспомнить 1480 год и так называемое Стояние на Угре. Это момент, когда хан Ахмат прислал послов в Москву с требованием подчинения. В этом контексте характерно и восприятие на Западе самой идеи встречи Трампа с Путиным. Американская пресса пишет об этом почти как о «высшей награде», которая якобы возвышает собеседника до уровня избранных. Как в былые времена считался огромной честью приём у императора или у хана Золотой Орды. Для многих западных обозревателей само согласие Путина на такую встречу означает признание статуса и победу другой стороны, что добавляет в переговоры элемент символической политики.
Это важно для понимания того, что происходит. На Западе до сих пор воспринимают сам факт встречи главы иностранного государства с президентом США как «награду» или «ярлык на власть». Это древний ритуал из дипломатического арсенала: допуск к такому уровню переговоров якобы подтверждает твой статус и «легитимирующее благословение» от мирового центра силы. Для них это вполне осязаемая политическая ценность, и именно так – в категориях награды и признания – преподносит ситуацию западная пресса.
Для России это может выглядеть странно, почти театрально, но для западной политической традиции здесь нет ничего необычного. Чтобы было понятнее, ещё раз напомним, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмат отправил к Ивану III своих послов. Тогда – и это важно понимать – целью послов было не вручение какого-то дружественного символа, а передача особого знака подчинения – пайцзы.
Пайцза (от китайского слова pai-zi – «доска власти») представляла собой вертикальную пластину, чаще золотую или серебряную, с изображением, например, головы тигра или орла и с выгравированной надписью. Надпись была прямой и жёсткой: в случае неповиновения воле хана – смертная казнь или другое тяжкое наказание. Монгольские правители переняли этот атрибут у Китая после завоевания Поднебесной. Носили пайцзу либо на груди, либо на поясе, а сам предмет служил удостоверением полномочий, который открывал все дороги и двери в пределах империи. Получить пайцзу от хана означало официально признать себя его вассалом.
Иван III должен был принять её, что автоматически подтвердило бы его подчинённое положение. Но история пошла иначе: всех послов-вымогателей, кроме одного, в Москве обнулили, одного Иван III отправил обратно к хану Ахмату. Тот отреагировал началом военной кампании, вылившейся в знаменитое Стояние на реке Угре, которое и стало фактическим концом монгольского владычества.
Почему важна эта аналогия? Потому что в подобного рода символических действиях и сегодня скрывается реальная политика. Когда Лукашенко говорит, что Путин может «жёстко отказать» Трампу, он имеет в виду именно ситуацию, когда от нас будут требовать подчинения или согласия на невыгодный формат переговоров. Вот главный белорус и уведомил Запад по-своему откровенно: ответ последует принципиально отрицательный, с историческим привкусом 1480 года.
В контексте неприятия униженной позы вассала у нас в Москве произошёл показательный, пусть и на первый взгляд бытовой, эпизод с визитом в Москву спецпосланника США по Украине Стива Уиткоффа. Перед встречей с президентом России его отвели в одно из московских кафе и угостили чебуреком стоимостью 550 рублей. Для непосвящённого – это забавная деталь, но в дипломатическом протоколе такие мелочи часто считаются отточенными сигналами.
Поясним. Чебурек – распространённая в России, недорогая и простая закуска из тонкого теста с мясной начинкой. Ужин из одного чебурека в Москве для представителя крупной державы – явное упрощение и даже ироническая демонстрация, мол: «Ничего особенного, без почестей». Такая деталь легко читается как недвусмысленный намёк: особого ажиотажа вокруг визита нет, встреча рабочая, без знаков исключительного уважения и без обстановки высокого приёма. В кругах, где всё имеет подтекст, это воспринимается, почти как ответный «символический жест» Москвы на политическое давление США.
Тем не менее Уиткофф уехал из России целым и невредимым, в отличие от послов хана Ахмата, без скандальных инцидентов. Но обострённость ситуации от этого не снизилась. Поэтому их детский оптимизм здесь неуместен: если Путин не примет выдвинутые американцами условия, вся конструкция договорённостей в одночасье рухнет.
Но речь идёт не только о позиции Москвы. Зеленский уже отверг предложения Трампа. Что уже должно привести к срыву переговоров на Аляске. Предложенный Трампом вариант выглядит откровенно невыгодным. Любая «заморозка» конфликта в нынешней точке сыграет в их пользу: за это время они полностью перекачают Украину новым оружием, боеприпасами, средствами ПВО и технической поддержкой. Сегодня наши войска добились существенных успехов: украинская система ПВО фактически подавлена, беспилотники типа «Герань» беспрепятственно действуют по всей территории Украины. Но западные переговорщики даже не понимают, что это вопрос возвращения России исторических территорий. Точно так же не понимают, что пора бы снять все санкции, чтобы мы поверили в их искренность. Не говоря о ворованных миллиардах, которые они тихо дербанят.
Так что на отмену ограничительных мер рассчитывать не приходится. Их могут либо «забыть» включить в итоговое соглашение, либо прямо заявить, что это «отдельный разговор». На Западе давно отточена практика обмана в процессе переговоров. «АН» уже как-то рассказывали, что ещё французский философ эпохи Возрождения Мишель Монтень писал, что европейцы умудряются лгать и обкрадывать собеседника прямо во время мирных бесед. В западной политической традиции можно сначала обещать, а затем в процессе реализации откладывать исполнение на годы.
Именно так может выглядеть и сценарий с Донецкой областью: формально подтверждают готовность уйти, но объясняют, что «физически» потребуется три года «для эвакуации населения, переселения, строительства жилья». На деле же всё это время будет потрачено на укрепление армии и подготовку к новому контрнаступлению. Поэтому доверять таким обещаниям Трампа невозможно. Ему не верят даже собственные союзники в США: в его адрес всё чаще звучат крайне нелицеприятные выражения. А его склонность врать с утра об одном, а к вечеру перевирать это же совсем по-другому – известна всем. Логика его политики проста: нанести удар, «закошмарить», а после извлечь выгоду, с любой стороны, не разбирая, идёт ли речь о внешних партнёрах или о собственных гражданах.
Характерно, что он способен переходить к давлению даже на собственных политических и экономических союзников. Вспомним, как он публично опустил своего предвыборного кошелька Илона Маска. Поэтому всерьёз полагаться на его обещания невозможно. Даже если бы он вдруг предложил нечто, выглядящее как крупная уступка. К примеру, снятие всех санкций, восстановление за американский счёт «Северного потока», возврат замороженных российских активов и также фиксация в Уставе НАТО нормы «не принимать новых членов в течение ста лет». Ясен пень – и это не стало бы гарантией.
История нас вот чему учит: Сталин отдал две трети Берлина тогдашним союзникам, и сегодня они хвастаются, что брали гитлеровский Берлин без нас, когда их там не было вообще. Вместо православной Греции, куда стремилась советская дипломатия, в орбиту СССР была включена генетически антирусская католическая Польша. Это тоже было результатом уступок. Горбачёв и Ельцин поверили западным обещаниям «не расширять альянсы», но в итоге получили продвижение НАТО к нашим границам. Русских царей тоже не раз обманывали: мы освобождали Болгарию от османов, а болгарский трон получил немецкий князь, и Болгария сегодня, как и накануне Первой и Второй мировых войн, абсолютно русофобская страна.
Сегодня в их подходе не изменилось ничего. Если предполагаемое соглашение всё-таки будет нами принято, значит, есть причины, пока неизвестные широкой публике. Но главным ориентиром для нас по-прежнему остаётся «суть вещей». Это неизменные основы исторической и культурной целостности страны. Наш мир должен быть восстановлен в тех границах и в той полноте, как это понимает наш народ. Со времён Киевской Руси все земли, однажды вошедшие в состав России, считались нашими и оставались с нами. Всякий, кто их отбирал, в итоге исчезал с исторической сцены. А Россия продолжает существовать.
Поделиться
Поделиться