А.М.Черемухин: летчик, конструктор, создатель первого вертолета в СССР
Исторические чтения, посвященные 130-летию со дня рождения А.М.Черемухина и 95-летию со дня первого полета первого советского геликоптера 1-ЭА, прошли 11 сентября в демонстрационном зале Центрального аэрогидродинамического института (г. Жуковский, Московской области).
На чтениях присутствовала дочь конструктора вертолетов М.Л.Миля — Надежда, историк авиации Вадим Михеев, директор музея АО «Туполев» Александр Затучный, Екатерина Ростовцева, руководитель центра корпоративной культуры ФАУ ЦАГИ.
Вадим Михеев подробно изложил историю возникновения и развития мирового вертолетостроения от раннего средневековья до начала XX века, а также историю возникновения и развития вертолетостроения в России, начиная с «аэродромической машины» М.В. Ломоносова.
Секретный рекорд.
Алексей Черемухин родился 17 мая (29 мая по новому стилю) 1895 года в Москве в семье педагогов. В 1914 году окончил с золотой медалью 5-ю Московскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на механический факультет.
Когда началась Первая мировая война, Алексей Черёмухин оставил учёбу в институте и поступил вольноопределяющимся в 13-й корпусной авиационный отряд в действующей армии. В июне 1915 года он был направлен в школу авиации Императорского Московского общества воздухоплавания, где был зачислен на четырёхмесячные «Теоретические курсы» Н.Е. Жуковского. Лекции читали ученики профессора; там же Черёмухин познакомился и с А.Н. Туполевым.
По окончании курсов, в начале февраля 1915 года, выдержал экзамен на лётчика и был направлен на юго-западный фронт в 4-й Сибирский корпусной авиационный отряд. 24 марта 1916 года произведён в чин прапорщика. В апреле 1916 года прапорщик Черёмухин совершил свой первый боевой полёт, а 12 декабря 1916 года был удостоен звания «военного лётчика». Всего до конца войны им было выполнено 140 боевых вылетов, связанных с разведкой, корректировкой огня и истребительным прикрытием.
За мужество и отвагу был награждён орденом Св. Владимира IV степени с мечами и бантом, орденами Св. Анны II степени с мечами, 3-й степени с мечами и бантом, IV степени с надписью «За храбрость», орденами Св. Станислава II степени с мечами и бантом и III степени, а также высшим боевым орденом Франции — «Военным крестом».
После возвращения в Москву, с первых дней организации Центрального аэрогидродинамического института, Черёмухин вместе с другими учениками профессора Н.Е. Жуковского участвовал в создании первого авиационного научного учреждения в СССР, в проектировании тяжёлого самолёта, двухмоторного триплана КОМТА (1922—1923) и пассажирского самолёта АК-1 (1922—1924).
Поступил в МВТУ и закончил его в 1923 году. С 1920 года работал лётчиком-экспериментатором. Кроме этого, начал исследования в области методов расчёта продольной устойчивости самолёта. С 1924 года занимался проектированием и строительством самой большой в мире в то время аэродинамической трубы Т-1 и Т-2.
В 1927 году ему было поручено руководство работами ЦАГИ по винтокрылым аппаратам (геликоптерам и автожирам): он стал руководителем «геликоптерной группы». Результатом работы этой группы стал аппарат ЦАГИ-1ЭА, совершивший свой первый полёт в сентябре 1930 года. А.М. Черёмухин не только проектировал и строил первый советский геликоптер, но и испытывал его. 14 августа 1932 года А.М. Черёмухин установил на нём неофициальный мировой рекорд высоты полёта — 605 м. Черемухин превзошёл этот рекорд сразу в 34 раза!
Создание этого летательного аппарата не только положило начало вертолетостроению в нашей стране, но и определило принципы наземных и летных испытаний винтокрылых летательных аппаратов, которые оставались актуальными на протяжении нескольких десятилетий.
Конструктор и человек с большой буквы.
Надежда Миль заявила о том, что её отец очень ценил Черемухина и как конструктора, так и человека. По образу и подобию натурного стенда, разработанного и построенного под руководством Черемухина, в 1947 году в ЦАГИ М.Л. Миль создал натурную геликоптерную установку (НГУ), которая была впоследствии превращена в вертолёт ГМ-1 (Ми-1).
Миль принимал также участие в расчётах первого советского вертолёта 1ЭА конструкции Черемухина. Вот что он писал о конструкторе:
«Мы у него научились всему тому, что сейчас умеем… И в тех успехах, которые имеет советское вертолетостроение, в тех тысячах машин, которые летают сейчас над полями в небе нашей Родины, есть большая доля его труда.»
В ОКБ Туполева.
Александр Затучный рассказал о работе Черемухина в ОКБ Туполева. По его словам, в ночь на 4 января 1938 года был арестован. 1938—1941 годы он «провёл» в ЦКБ-29.
ЦКБ-29 НКВД — второе и последнее в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро», созданное в конце 1938 года из числа заключённых авиаконструкторов и авиаинженеров. Состояло из четырёх бригад, руководителями которых были главные конструкторы, осуждённые по 58-й статье УК РСФСР: Владимир Михайлович Петляков, Владимир Михайлович Мясищев, Андрей Николаевич Туполев, Дмитрий Людвигович Томашевич.
В ЦКБ-29 НКВД были созданы самолёты Второй мировой войны: пикирующий бомбардировщик Пе-2 и фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2. Большой вклад в их конструирование внес и А.М.Черемухин. С середины 1940 года Черемухин практически целиком был занят разработкой самолётов Туполева, участвуя во всех этапах их проектирования, постройки, испытаний и эксплуатации.
В 1947 году А.Н. Туполев, как бы подводя итог совместной, почти десятилетней работы с Черемухиным, писал о сочетании у Алексея Михайловича «теоретической подготовки и хороших практических знаний, которые совершенно своеобразно выделяют его из ряда крупнейших работников авиации».
«Оригинальность творческих способностей А.М.Черемухина очень помогает мне,» — писал Андрей Николаевич, — «как в работе по предварительной компоновке машин, так и в процессе работы всего КБ над той или иной конструкцией.»
В 1953 году Черемухин стал заместителем генерального конструктора. Он внес большой вклад в работу над самолётом Ту-4. Он один из авторов новых послевоенных норм прочности, позволивших создать скоростные реактивные самолёты. А.М. Черемухин много занимался конструкцией и прочностными характеристиками стреловидных крыльев большого удлинения. Именно эти работы позволили спроектировать и построить крылья самолётов Ту-95 и М-4.
На основании разработанных А.М. Черемухиным методов моделирования удалось детально изучить нагрузки на элементы конструкций околозвуковых и сверхзвуковых самолётов, найти наиболее рациональные технологические методы изготовления этих элементов. Все эти наработки были использованы в ОКБ при проектировании самолётов Ту-16, Ту-95, Ту-98 и Ту-22 и реактивных пассажирских самолётов ОКБ. А.М. Черемухину принадлежит техническое обоснование идеи подобно-масштабного перехода от компоновки и конструкции среднемагистрального Ту-104 к ближнемагистральному Ту-124.
Алексей Михайлович Черемухин умер 19 августа 1958 года в Паланге. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Поделиться
Поделиться