Экономика

Делягин об экономике: «Есть ли сейчас рост, нет ли роста, это науке не известно»

12 сентября Центробанк слегка ослабил хватку, скинув ключевую ставку с 18% до 17%. Коммерческие банки, почувствовав послабление, тоже чуток снизили ставки — и по вкладам, и по кредитам. Известный экономист Михаил Делягин, зампред Комитета Госдумы по экономической политике, рассуждает: поможет ли это экономике воспрянуть, кому из россиян светит прибавка, а кому придется потуже затянуть ремни?

К чему привела эта «зверская» ключевая ставка? По мнению Делягина, рентабельность наших предприятий (не считая малый бизнес) за три года рухнула с 8,6% до 6,1%. С такой рентабельностью им бы кредит под 4% годовых в самый раз, чтобы хоть что-то заработать. Допустим, половина этой суммы — доля банка-кредитора. Получается, ставка ЦБ для банков не должна быть выше 2%, а лучше вообще ноль! Но даже при ключевой в 7,5% предприятие получит кредит минимум под 10% — неподъемно для большинства. Что уж говорить про сегодняшние 20-23%!

И вот, ЦБ вроде как уже в третий раз ставку роняет. Но:

«Снижение на 1% — это как мертвому припарка. На мой взгляд, толку от этого ноль, российскую экономику это не спасет», — уверен Делягин.

Такое «оздоровление» напоминает жутковатую шутку про отрезание собаке хвоста по сантиметру (да простят зоозащитники, ни к какой конкретной собаке это не относится).

Вроде бы, если ставку сбросить до минимума, инфляция сразу рванет в космос, вместе с долларом. Делягин не спорит, но говорит, что прежде нужно сделать:

«Прежде чем кредиты станут доступными, надо решить три задачи. Во-первых, осадить аппетиты монополий, взвинчивающих цены на все подряд. Во-вторых, ввести разумный протекционизм. Сейчас и налоги, и таможня душат отечественного производителя. Россия, наверное, последняя страна, свято соблюдающая требования ВТО. В-третьих, прижать финансовых спекулянтов. Все развитые страны стали развитыми, когда обуздали эти спекуляции. США, Япония, Европа — все это проходили. Китай и Индия до сих пор этим занимаются. А страны, которые спекулянтам вольницу дают (как Россия или Турция), топчутся на месте. Все деньги уходят на спекулятивные рынки. В Турции хоть реальный сектор развивается, но валюта обваливается. У нас же, чтобы валюту удержать, экономику душат — она чахнет и умирает», — объясняет экономист.

Но услышат ли его? Возьмут ли на вооружение его «рецепт»?

«Наше начальство, похоже, не способно обуздать спекулянтов, потому что оно либеральное до мозга костей. А либералы на спекулянтов молятся. Для них не важно, где солнце встает, главное — что в банке творится. Еще бы запретить вывоз капитала из России, если бизнес не покупает на эти деньги оборудование и технологии, а просто переводит деньги за границу и финансирует наших врагов. Но это для либералов — святое. Видимо, они считают, что Россия только для того и существует, чтобы из нее деньги выкачивали», — сетует Делягин.

Оправдан ли этот зверский процент по ключевой ставке? Наша экономика действительно «перегрелась», когда ее повышали? Делягин сомневается:

«Есть ли сейчас рост, нет ли роста, это науке не известно. Но зато нам рассказывают про „опасный перегрев“ экономики, от которого нас героически спасают высокой учетной ставкой», — иронизирует эксперт.

Многие экономисты считают, что ЦБ не охладил экономику, а загнал ее в спад. А тем, кто говорит, что у нас не спад, а «охлаждение после бурного роста», и что мы «чуть остынем и снова рванем», Делягин отвечает:

«Называть „бурным ростом“ 4% в год — это смешно. Это такие крохи, что и говорить стыдно. Настоящий бурный рост — это больше 10%. Китай, например, десятилетиями так рос. И Россия могла бы так же, если бы с ее шеи сняли гайдаровско-чубайсовскую удавку сверхжесткой финансовой политики. А что касается „охлаждения“… В первом полугодии у нас, по официальным данным, рост экономики составил 1,2%. Напомню, что погрешность в таких замерах — 3%. Так что, растем мы или падаем — это пока тайна, покрытая мраком! Зато нам про „перегрев“ заливают. Эксперты фиксируют сокращение грузоперевозок — видать, экономика от „охлаждения“ уже зубами стучит, точнее, пустыми фурами и вагонами. Угольщики, металлурги, автомобилестроители, производители цемента — у всех спад. Список можно долго продолжать. Сельхозмашиностроение, например, рухнуло на четверть. Сельское хозяйство тоже проседает. В прошлом году мы картошку импортировали, а в следующем, глядишь, и пшеницу будем завозить».

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»