По ту сторону органных труб
Вид на «рюкпозитив» – фронтальную часть органа Калининградской филармонии. Фото автора.
В концертных залах и старинных соборах, где каждый звук органа отзывается многоголосым эхом, скрывается особая магия. Но мало кто задумывается о том, что за этими величественными инструментами стоит целая армия талантливых мастеров, чья работа остаётся в тени концертных огней, публичного признания и аплодисментов.
Орган – не просто музыкальный инструмент, а настоящее произведение инженерного искусства, требующее постоянного внимания и заботы. Мастера по обслуживанию органов – уникальные специалисты, сочетающие в себе талант музыканта и навыки инженера. Они способны не только поддерживать инструмент в идеальном состоянии, но и чувствовать его «душу», каждую ноту, каждый регистр и каждую трубу.
Их работа – кропотливый труд, требующий глубоких знаний акустики, механики и даже физики. Каждый день они сталкиваются с новыми вызовами: от настройки сотен труб до восстановления сложнейших механизмов. Это не просто техническое обслуживание, а настоящее искусство, без которого невозможно представить существование органа как музыкального инструмента.
Мы обратились к органному мастеру, инженеру Калининградской областной филармонии имени Е. Ф. Светланова – Андрею Качуре, пообщавшись с ним на дежурстве в ходе XIV Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева и по его окончании.
Органный мастер Калининградской филармонии – Андрей Качура. Фото автора.
— Как вы стали органным мастером, и кто был вашим учителем?
— Это случилось довольно неожиданно в 2004 году. Я долгое время посещал филармонию, занимался музыкой, интересовался музыкальными инструментами, изучил всю доступную литературу на русском языке. По стечению обстоятельств судьба свела меня с Михаилом Корнеевым, который и стал моим наставником. С тех пор я начал постигать азы этой профессии.
— Если совсем кратко, расскажите об общих принципах вашей работы.
— Работа с органом – это всегда процесс самообразования, ведь в мире не существует двух абсолютно одинаковых инструментов. Каждый из них уникален своей конструкцией и звучанием, поэтому использование каких-то готовых шаблонов невозможно. Меня сразу же рассказали о сложившихся традициях ухода за органом нашей филармонии. Эти знания мой учитель также перенял у своего предшественника. Чем больше опыта накоплено в обслуживании конкретного инструмента, тем дольше он служит. Это как с автомобилем, который находится в одних заботливых руках. Именно поэтому каждому исполнителю я непременно объясняю основные правила работы с нашим органом. Прежде всего речь идёт о лимите времени игры. Например, через два часа небольшая фронтальная часть органа – «рюкпозитив», внешне похожая на крылья, перестаёт играть созвучно с основной частью инструмента. Это неизбежно влияет на тембр, многообразие звуков и, конечно, требует тщательной настройки.
Также я категорически запрещаю использовать ластик для удаления записей в нотах, потому что образовавшиеся кусочки бумаги могут попасть внутрь механизма клавиатур – «мануалов» и вызвать сбои в их работе. А мануалы устроены таким образом, что их механизм можно починить лишь после полного демонтажа органа. Также запрещаю касаться руками труб, поскольку тепло меняет их температуру, а, следовательно, и звучание. К счастью, во время конкурса мне удалось избежать этих сложностей.
— Из каких основных частей состоит орган Калининградской филармонии?
— Их много. У нашего инструмента три клавиатуры и педальная часть. Каждая клавиатура управляет отдельным органом, под который выделен целый этаж здания. Если не вдаваться в детали, звук формируется тысячами труб, длина которых – от нескольких сантиметров до нескольких метров. Они изготовлены из дерева и металла в процентном соотношении олова и свинца. Также используется специальное приспособление, именуемое «швеллер», позволяющее менять их громкость.
Общий вид органа Калининградской филармонии. Фото автора.
— Вы настраиваете орган на слух или пользуетесь какими-то инструментами?
— Всё зависит от конкретной задачи, но чаще всего настройка делается на слух. Мастера ориентируются не столько на конкретные частоты, сколько на их соотношение. Если есть сомнения в точности настройки, используется специальный измерительный прибор. Настройка органа – это тоже искусство, сравнимое с ювелирным делом, но только здесь недопустимы ошибки – большая часть которых необратима.
— Какие самые распространённые поломки происходят у органов?
— У нашего инструмента они встречаются крайне редко. Но иногда приезжают пианисты, великолепно владеющие фортепианной техникой, однако слабо понимающие особенности прикосновения к клавишам органа – «туше». Из-за неправильной техники повреждаются детали инструмента вплоть до срезания резьбы на регулировочных винтах.
— Чем отличаются современные органы от исторических? Существует ли поступательная эволюция в их разработке и производстве?
— Сложный вопрос, а может, и тема для отдельной диссертации. Лучшие старинные инструменты, которые я когда-либо слышал, строились как единое целое с помещением, служившим своего рода гигантским резонатором, обогащавшим звук.
Современные инструменты напоминают «конструктор» или «супермаркет» звуков, где можно найти буквально всё, однако отсутствует целостность, самодостаточность и органическое единство. Как бы ни старался музыкант, значительная часть современных органов не способна передать те чувства, эмоции и торжество духа, которые мы так ценим и ищем в органной музыке.
— Каковы основные отличия между органом филармонии и органом в Кафедральном соборе на острове Канта?
— Все отличия перечислить невозможно. Это совершенно разные инструменты по конструкции и звучанию. Например, орган собора оснащён памятью музыкальных регистров, благодаря чему музыкант может отказаться от помощи переключающего их ассистента. Клавиши его мануалов более чувствительны к прикосновению. Могу лишь сказать, что оба инструмента потрясающие, обладают своей особой душой и ярким характером. Кстати, за инструмент в кафедральном соборе отвечает мой коллега, титулярный органист Мансур Юсупов, который тоже когда-то становился лауреатом данного конкурса.
— Правда ли, что многие люди не переносят звучание органа? Я слышал, что инфранизкие частоты негативно влияют на сердце. Кто-то утверждает, что не может его слушать более 20–30 минут.
— Орган неслучайно был введен в церковь, поскольку особым образом воздействует на сознание и физиологию человека. Это связано с мощными вибрациями, которые излучает инструмент. Колеблются не только барабанные перепонки, но и внутренние органы тела. Все они имеют разную резонансную частоту и могут по-разному реагировать на вибрации. Некоторые слушатели в какой-то момент могут начать испытывать дискомфорт или даже панику. С другой стороны, есть пожилые люди, которые проводят у нас целый день.
Изображение сгенерировано автором при поддержке системы искусственного интеллекта.
— Я слышал, что орган в себя либо «впускает», либо не впускает музыканта.
— Очень глубокий вопрос. Орган всегда «отвечает» на чувства и мысли исполнителя. Эта тема проходит через всю историю органной культуры. Бывает, приезжает известный органист и не понимает, что происходит. Инструмент начинает вести себя более чем странно. Перестают включаться отдельные регистры. Играю сам – всё замечательно, садится другой человек – возникают мистические проблемы. Возможно, это реакция на душевное состояние человека. Уходит музыкант – и проблема сразу исчезает. Очень важно, чтобы исполнитель понимал, какой инструмент перед ним и умел им пользоваться. Думаю, этим мастерством в полной мере овладел победитель нынешнего конкурса – корейский музыкант Сунхён Пак.
— Какие еще метафизические казусы бывают в вашем деле?
— Для меня орган, прежде всего, – физический прибор, поэтому всё, что с ним случается, я пытаюсь объяснить рационально. Поменялась температура воздуха, влажность – изменилось и звучание инструмента, его строй. Порой приходится становиться настоящим цербером. Например, ругаться с грузчиками, которые привозят аппаратуру и вовремя не закрывают двери зала. Зимой иногда отключают отопление, и температура падает до восьми градусов. Тогда забота об инструменте становится особенно важной. Откройте учебники по органостроению конца XIX или начала XX века – там найдете те же самые советы.
— А были ли в вашей практике мистические случаи?
— Да, конечно. Однажды ночью я настраивал орган. Филармония была заперта на замок, и кроме меня и дремавшей сотрудницы охраны в здании больше никого не было. И вдруг ясно почувствовал, будто кто-то внимательно смотрит мне в спину. Продолжал играть, не оборачиваясь, и когда закончил, раздался звук – захлопнулось кресло в пустом зале. Этого звука я, признаться, терпеть не могу. Обернулся – в зале пусто. Представляю себе, какие чувства испытала моя коллега по работе после рассказанной ей истории.
Изображение сгенерировано автором при поддержке системы искусственного интеллекта.
— Насколько я знаю, органу филармонии не более пятидесяти лет. Кто из известных музыкантов впервые на нём сыграл и посчастливилось ли вам быть свидетелем этого события?
— Считается, что наш орган «крестил» знаменитый органист Гарри Яковлевич Гродберг, отыгравший на нём первый публичный концерт. Мне посчастливилось выступать в качестве его ассистента. Как человек и музыкант он оставил совершенно неизгладимое впечатление.
— Когда Вы узнали о проведении конкурса и какой комплекс работ пришлось выполнить для подготовки инструмента к выступлению участников?
— Второй тур традиционно проходит у нас, поэтому я загодя начинаю необходимую для него подготовку и профилактику. Наша филармония – огромный коллектив, где много солистов и два значимых оркестра. Найти зазор по времени для работы с органом – большая проблема, поэтому я старался максимально использовать отпущенное мне время для настройки и звучания в перерывах между выступлениями других коллективов. Благодаря конкурсу мне удалось произвести необходимые работы и даже осуществить подготовку к следующему сезону.
— Какие впечатления у вас оставил конкурс и какой опыт привнёс?
— Все конкурсанты очень разные. Требования старинных и современных произведений довольно сложные, порой взаимоисключающие. Иногда нужна очень высокая скорость срабатывания клавиш, но у нас по большей части механический инструмент, где клавиши нажимаются с некоторым усилием к которому надо привыкнуть. К началу конкурса каждый музыкант уже располагал всей полнотой данных о технических характеристиках нашего органа и органа Кафедрального собора на острове Канта. Разумеется, конкурсанты подбирали программу выступления, исходя из этих особенностей, что в свою очередь подтверждает член жюри Даниель Зарецкий. В частности, это касается выбранных участниками произведений Микаэла Таривердиева. Я остро чувствую разницу между тем, как они звучат в исполнении иностранных конкурсантов и наших, вкладывающих в них много личного. В исполнении россиян они особенно искренны и проникновенны.
— В чём основные отличия конкурса от концертного выступления?
— Понимаете, конкурс органистов – не просто концерт, который предназначен для слушателей. Некоторые исполнители играют так, что я не узнаю наш инструмент. Мы не знаем, как играл Иоганн Себастьян Бах, но после выступления некоторых конкурсантов создаётся впечатление, что конкретное произведение может звучать только так и никак иначе. Со многими участниками я знаком лично на протяжении многих лет. Обратил внимание, как от года к году они меняются в профессиональном и личностном плане. Из волнующихся юношей и девушек они становятся зрелыми, профессиональными музыкантами, спокойно и уверенно отыгрывающими программу выступлений на очень высоком уровне. Скажу больше, у них формируется другое музыкальное мышление.
— В моём представлении, то, что вы делаете – это, скорее, служение.
— Без лишнего пафоса, действительно так. Личного времени у меня практически нет. Органист может приехать когда угодно, даже ночью. Если я не занят непосредственно ремонтом инструмента, то иногда приходится ехать через весь город, дабы успокоить музыканта, сообщив ему, что всё в порядке и беспокоиться перед выступлением не стоит.
Знаете, со стороны часто бытует мнение, будто органный мастер вообще ничего не делает, однако именно в этом и состоит суть нашей профессии: мы выполняем свою работу настолько качественно, чтобы о нас никто не вспоминал.
— Какие качества необходимы органному мастеру, чтобы успешно справляться со своей работой?
— Прежде всего спокойствие, рассудительность, любовь к музыке и своему делу.
Поделиться
Поделиться
Solid analysis! Seeing more platforms like sakla game club integrate both classic Filipino games and modern casino options is great for player choice. Easy deposit methods (like GCash!) are key too. Interesting trends developing!