Ржаной хлеб под вопросом
Пока Центробанк обсуждает с правительством вопрос о размере ключевой ставки, пока автозаводы требуют поднять утильсбор для иномарок, а металлурги жалуются на свою тяжёлую судьбу, наша страна незаметно рискует утратить одну из самых важных для себя основ – ржаной хлеб. Засеянные площади уменьшаются, урожаи падают, цены на ржаную муку улетают в космос. Та же самая история происходит с гречихой. Подорожание молочной продукции уже привело к уменьшению спроса. Рыба по цене приблизилась к золоту. Одним словом, костлявая рука рынка схватила за горло российских сельхозпроизводителей.
«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной» – так издавна говорили на Руси. Ржаной хлеб как основная еда для простого народа широко распространился в нашей стране с Х века. Он упоминается даже в летописях Нестора. Пока знать хрустела пшеничными французскими булками, русские солдатушки – бравы ребятушки одерживали славные виктории, питаясь сухарями из ржаной муки. Даже Пётр Первый, насаждавший чужеземный пшеничный ситник, не смог одолеть национальное ржаное достояние. Ещё совсем недавно – в конце ХХ века – 70% выпекаемого в Союзе хлеба содержало ржаную муку.
Однако времена меняются. Так, в 1990 году под эту культуру в границах РСФСР было занято более 8 млн гектаров, с которых убирали 16, 4 млн тонн зерна. В 2000-м поля сжались до 3, 5 млн га с урожаем в 5, 4 млн тонн. В 2015-м с засеянных 1292 млн га сняли 2, 1 млн тонн ржи. В прошлом году рожью было засеяно всего 631 тыс. га с общим урожаем в 1, 16 млн тонн. В текущем говорят уже о 450 тыс. гектаров.
Причин тому много, но главная в том, что немногочисленным хозяйствам, которые до сих пор бьются за рожь, не хватает поддержки. На тепличные хозяйства, которые выращивают «пластмассовые» огурцы, деньги есть, а вот на ароматную ржаную краюху нет.
Эксперты уже говорят о том, что из-за дефицита этой муки очередное подорожание неизбежно. Только за прошлый год она прибавила в цене 35, 9%. Цены на само зерно выросли на 70%. А на сам ржаной хлеб – на 15, 6%. В начале этого года средняя цена по Москве пробила знаковую отметку и составила 123 рубля за 1 кг. Понятно, что новый год нам подарит ценник уже в районе 150 рублей. И если всю историю ржаной хлеб считался народным, то с такой стоимостью сегодня его смело можно называть антинародным.
Почему сокращаются посевные площади под эту культуру? Ответ прост: выращивать сложно и невыгодно. Во-первых, галопируют цены на общие расходы: топливо, удобрения, СЗР, технику и комплектующие к ним. Во-вторых, нет запроса от производителей муки, и производство ржаного хлеба не растёт. При этом закупочные цены низкие. Естественно, сельхозпроизводители сокращают посевы ржи.
Проблема ещё в том, что рожь в отличие от той же пшеницы нельзя, например, продать на фураж (на корм скоту и птице), потому что кислотность у неё больше, чем у пшеницы, да и по ряду других показателей в качестве фуража она уступает привычным пшенице и кукурузе. В-третьих, рожь – культура капризная. Например, если во время уборки пошли дожди, у зерна резко снижается так называемое «число падения»: показатель, определяющий, как будет подниматься тесто.
Добавьте ещё, что рожь не является экспортным товаром (там, куда уходит российское зерно, ржаная выпечка не входит в культуру потребления); урожайность ржи примерно в 1, 5 раза меньше, чем у пшеницы (и это при сопоставимых расходах на выращивание). А ещё с некоторых пор ввели запрет на ввоз немецких прародителей, из которых Липецкий селекционный центр выращивал гибриды ржи, которые давали урожайность до 7, 5 т/га. Наши же сортовые семена дают максимум 4 т/га, да и то в хороший год.
В совокупности всё говорит о том, что ржаная скрепа постепенно покидает наш потребительский мир, несмотря на всю её пользу для организма (см. Справку «АН»). А ведь для спасения ржи нужно сделать не так уж и много: достаточно на высшем уровне оценить глубину проблемы и создать необходимую госпрограмму. И даже наши друзья по БРИКС осознают всю пользу ржаного хлеба и начнут закупать ржаное зерно миллионами тонн!
Щи да каша
Похожая ситуация и с нашей любимой гречей. Гречневая каша с молоком, с мясом, с сахаром – незаменимый гарнир. А порой и основное блюдо. И что мы видим? Сбор гречихи в 2025 году снизится на 35% год к году – до 788 тыс. тонн, что станет минимумом с 2019 года, оценивают аналитики «АБ-Центра».
Как обычно, есть два прогноза на ценовое развитие событий из-за снижения урожая. Официальный прогноз: «Всё под контролем. Зерна хватит на всех, и на экспорт останется».
«В прошлом году было произведено более 580 тыс. тонн гречневой крупы – на 4, 5% больше, чем в 2023-м. С начала этого года выработано 253, 6 тыс. тонн. «Значительные объёмы производства гречневой крупы способствуют сохранению стабильной ценовой ситуации на рынке. По состоянию на 20 августа, по данным Росстата, розничная стоимость гречки на 4, 3% ниже уровня прошлого года и составляет в среднем 77 руб. за килограмм», – сравнил Минсельхоз.
В этом году валовой сбор гречихи с учётом больших запасов, которые на 1 августа составляли 210 тыс. тонн, позволит с избытком обеспечить рынок необходимым сырьём для переработки, отмечает ведомство.
Справка «АН»
В ржаном хлебе в отличие от пшеничного целая гамма ценных элементов: магний, цинк, железо, медь, марганец, группы витаминов В1, В2, В6, РР, клетчатка, которая, которая служит основой для полезных бактерий, живущих в нашем организме и чистит желудочно-кишечный тракт, забирая на себя любые токсины. Есть и серьёзные научные исследования, которые говорят о том, что регулярное потребление ржаного хлеба снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний.
Неофициальный прогноз: «Гречневая крупа подорожает в этом году процентов на 20». И правда, сокращение посевов не может не привести к валовому сокращению урожая. А сокращение значительно даже по официальным данным. Росстат сообщил, что в этом году посевы гречихи составили 746, 4 тыс. га, что на 32, 3% меньше, чем годом ранее. Замгендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Ирина Глазунова сказала профильному порталу «Агроинвестор», что сокращение посевов гречихи в 2025 году – ответная и предсказуемая реакция рынка на крайне неблагоприятную ценовую конъюнктуру сезона-2024/25, когда маржинальность производства агрокультуры балансировала на грани убыточности или даже была отрицательной.
По словам директора аналитического центра «ПроЗерно» Владимира Петриченко, «цена гречихи в сезоне была ниже пшеницы 3-го класса (10–11 тыс. руб./т. – Прим. «АН»). Для сельхозпроизводителя это близко к катастрофе. При таких ценах производить гречиху крайне невыгодно».
По его прогнозу, урожай гречихи в этом году может составить 826 тыс. тонн против 1, 2 млн тонн в 2024-м. Однако и такого объёма будет достаточно для внутреннего потребления и небольшого экспорта, подчёркивает он. Кроме того, снижение производства позволит снизить «до более или менее приемлемого уровня» переходящие запасы, что в перспективе может привести к более привлекательным ценам для аграриев и, соответственно, большему интересу к выращиванию гречихи.
Стратегии в аграрной политике в данном случае мы пока не наблюдаем. Цены в какой-то год по разным причинам падают, и фермеры на следующий сезон массово переключаются на другую культуру. В результате возникает дефицит первой, и цены на неё растут галопом. Но так же стремительно снижается стоимость новой культуры. И на следующий сезон всё повторятся вновь.
Крестьян можно понять, они стремятся к максимальной выгоде в нелёгкое время. Ведь надо как-то обновлять технику, выплачивать кредиты по высоким ставкам, закупать семена и удобрения на следующий сезон.
Хочется, чтобы профильные ведомства стимулировали аграриев на производство тех или иных продуктов. Причём не в директивном порядке, а экономическими рычагами, например гарантированной закупкой по нормальным ценам произведённой продукции или скидками на семена определённых культур. Механизмов масса.
Пока же очень похоже, что ведомства уповают на импорт. Мол, если чего-то не хватит, как, например, картофеля или масла, братские страны придут на помощь. По некоторым данным, за первые семь месяцев 2025 года Россия закупила за рубежом продуктов питания на 24, 3 млрд долларов, что является рекордным показателем за все последние годы. Для сравнения: в 70–80-е годы СССР импортировал продовольствия всего на 1, 5–3 млрд долларов в год.
Поделиться
Поделиться