Как КГБ Белоруссии предотвратил теракты на стратегических объектах
Белорусские спецслужбы в последнее время сумели предотвратить ряд диверсий и террористических актов, которые могли привести к множеству человеческих жертв. Недавно в Комитете государственной безопасности (КГБ) Белоруссии сообщили об уникальной спецоперации. Она помогла сорвать атаку вражеских дронов на Белорусскую атомную электростанцию (БелАЭС). Рассказать о спецоперации «Гарпун» обозреватель «АН» попросил ветерана белорусской контрразведки подполковника в отставке Ивана СОКОЛОВСКОГО.
Атаки на атомные электростанции
Иван Сергеевич не скрывал своей тревоги:
– До чего додумались, черти! Хотели устроить в Белоруссии новый Чернобыль.
Правда, на следствии террористы пытаются оправдываться. Мол, атака дронов на атомную станцию не может причинить ей большого вреда. Ведь реакторы защищены так, что могут выдержать даже падение на них большого самолёта. Поэтому основная цель планируемых ими атак на Островецкую АЭС чисто информационная, чтобы привлечь внимание прессы к белорусскому сопротивлению и получить побольше денег от западных спонсоров.
– После атаки стратегических бомбардировщиков США на ядерные объекты в Иране на Западе закрывают глаза на атомный терроризм, – замечает бывший белорусский контрразведчик. – Поэтому в последнее время так оборзели украинские спецслужбы. Именно с них берут пример и белорусские оппозиционеры.
За последние несколько месяцев российские АЭС неоднократно подвергались атакам дронов СБУ. Так, 12 сентября беспилотник атаковал Смоленскую АЭС, взорвавшись возле вентиляционной трубы энергоблока, а в конце августа украинский дрон был сбит над Курской АЭС, где его детонация повредила трансформатор и привела к снижению мощности одного из энергоблоков. Жертв в обоих случаях чудом удалось избежать.
А на днях директор Запорожской атомной электростанции Юрий Черничук заявил, что вторая резервная высоковольтная линия внешнего энергоснабжения ЗАЭС 330 киловольт «Ферросплавная-1» получила повреждения из-за теракта.
«Украинские войска атаковали Запорожскую АЭС, два дрона взорвались над учебным центром», – сообщила пресс-служба станции.
«19 сентября было обстреляно здание учебно-тренировочного центра, корпус Г. Атака была осуществлена с помощью не менее трёх беспилотных летательных аппаратов. Два из них сдетонировали над крышей здания. Пострадавших среди персонала станции нет. Находившиеся в момент атаки в комплексе УТЦ ЗАЭС международные эксперты были эвакуированы в безопасное место», – говорится в заявлении.
– Чтобы повторить чернобыльскую трагедию, необязательно разрушать сами реакторы, утверждают специалисты-атомщики, – ссылается на мнение экспертов ветеран белорусского КГБ. – Есть много других способов нанести непоправимый урон атомным станциям и вызвать радиоактивную катастрофу грандиозного масштаба. Поэтому атакам беспилотников на АЭС нет никакого оправдания.
Сенсационный фильм
До последнего времени спецоперация белорусских чекистов по предотвращению нападения на Белорусскую АЭС в Островце, что неподалёку от Литвы, держалась в строгом секрете. Но недавно президент страны «батька» Лукашенко разрешил приоткрыть завесу тайны. На белорусском телевидении показали сенсационный фильм.
Начинается он со слов председателя КГБ Беларуси Ивана Тертеля на заседании Всебелорусского народного собрания 25 апреля 2024 года. Он тогда сказал: «Комитетом государственной безопасности в последнее время проведён ряд острых чекистских мероприятий, которые позволили предотвратить нанесение ударов боевыми дронами с территории Литвы. Работу по данному направлению продолжаем. Детальную информацию озвучить общественности пока не представляется возможным».
– На слове «пока» председатель КГБ сделал особый акцент, – усмехается ветеран. – И не случайно. Ведь тогда очень немногие были посвящены в детали нестандартной многоходовой спецоперации «Гарпун», которая шла 732 дня.
Финалом её стало приземление в Минске самолёта, на борту которого находился атомный террорист Павел Белютин. Поначалу это был беглый оппозиционер, сторонник насильственной смены власти. Потом стал во главе группы атомных террористов.
Родился Павел в Минске в 1977 году. Занимался предпринимательством. Постепенно стал придерживаться радикальных оппозиционных взглядов. В 2016‑м примкнул к движению «Солидарность», которое возглавлял Николай Автухович – фигурант нескольких уголовных дел. После выборов 2020‑го была задержана его группировка из 12 человек с оружием и тротилом. Павел Белютин тоже проходил по тому уголовному делу. Но почему-то не был задержан. Впоследствии это вызвало массу подозрений у радикальных оппозиционеров.
После ареста лидера тротиловой группировки Николая Автуховича Павел Белютин сбежал в Литву. Там он сразу же примкнул к так называемой вильнюсской хоругви, клубу «Литвины». Официально он носил безобидное название «спортивно-патриотический». Но на самом деле эта организация была террористической ячейкой белорусского подполья. Она вербовала наёмников для отправки на Украину и работала в тесном контакте с СБУ. Члены хоругви пользовались в своей террористической подготовке планами-конспектами и пособиями от украинских спецслужб. В общем чате «спортивно-патриотического» клуба есть даже предложения повоевать в печально знаменитой нацистской бригаде «Азов»*.
Все хоругви в Литве и Польше объединены «Паспалiтым рушэннем» – центром, который координирует действия, держит связь с боевиками, обеспечивает военизированные тренировки. Особый упор – на изучение боевых дронов и их управление. Для этого сделали даже отдельный чат. Его назвали «Людзi на балоце». В нём собрались самые отмороженные – те, кто отметился агрессивным экстремизмом в 2020 году, а потом сбежал за кордон. Есть такие, кто воевал наёмником на территории Украины, а потом делился террористическими навыками с участниками вильнюсской хоругви. Во время занятий участники хоругви не только обсуждали, как применять ударные дроны, но и сами начали их готовить и покупать. Например, Павел Белютин приобрёл их больше двадцати.
Для атомных террористов целью номер один стала Белорусская атомная станция в Островце.
– Идиоты! Беглые оппозиционеры даже не подумали, чем это может грозить им самим, живущим в десятках километров от этого атомного объекта, – возмущается подполковник Соколовский. – Последствия для всего континента никого из них, в том числе и самого Белютина, тоже не заботили.
В фильме экс-активистка оппозиции Ольга Тишкевич так вспоминает об этом: «Паша сказал, что мы хотели ударить по Беларуси. По энергетическим объектам, то есть уничтожить энергетический ресурс Беларуси. Островец, мы знаем. АЭС, атомная электростанция… Паша сказал, что «мы хотели обесточить Беларусь» плюс «наши все купили, там более 20 дронов. Дрон каждый купил, там очень дорогостоящее оборудование, купили. И мы хотели ударить по Беларуси». Я говорю: «Вы что, с ума посходили? С территории Литвы вы хотели ударить по Беларуси?»
Но желание ударить по Белоруссии дронами было очень велико. И местом атаки была выбрана не только БелАЭС. Радикальный оппозиционер Валерий Сахащик, который в своё время отправлял на украинский фронт белорусских боевиков, проинформировал об этом своих кураторов в иностранных спецслужбах. В этом секретном документе Сахащик ещё раз подтвердил, что за рубежом за всеми этими хоругвями стоят польские, литовские и, главное, украинские спецслужбы, которые ими и руководят.
В телевизионном фильме Ольга Тишкевич рассказывает: «Ко мне пришёл Паша Белютин. Он, такой испуганный, говорит: «Меня посадят в Литве за терроризм». Вот. Я говорю: «А чего, за что тебя садить?» Он говорит: «Ты понимаешь, что всё, что сказал Сахащик, – это правда». Он говорит: «Ну так, наверное, за терроризм я сяду, мне надо убегать».
Ловушка КГБ
Павел Белютин давно был под плотным наблюдением сотрудников КГБ Белоруссии. Для нейтрализации угрозы атомной станции в Островце они придумали хитроумную спецоперацию «Гарпун». Название – не случайное. Словно гарпуном, решили зацепить крупную террористическую «рыбину», а потом вытащить её в Белоруссию, изолировать, чтобы не допустить ядерной беды.
Наживку сделали на базе сайта КГБ Белоруссии, в разделе «Электронные обращения граждан и юридических лиц». Там находился секретный архив. Внутри – тысячи сообщений от граждан. Его скорректировали и внедрили вот это обращение от имени Павла Белютина: «Добрый день. У меня есть некоторые основания предполагать, что гражданин РБ Автухович Николай Николаевич продумывает и начинает осуществлять подготовку к попытке вооружённого захвата власти в нашей республике. О попытке узнал со слов гр. Автуховича Н.Н.». Сообщение добавили в архив и замаскировали под реальное из базы данных.
В телевизионном фильме компьютерный специалист КГБ Белоруссии поясняет детали:
– Мы контролировали весь процесс, как злоумышленники пытались ломать наш веб-ресурс. В конечном итоге они получили доступ к блоку, который был специально оставлен для них.
Оперативная игра началась. Шумиха, которая поднялась в Интернете, была на руку белорусским чекистам. За рубежом уверовали в то, что они победили КГБ. Группа беглых кибермошенников делает заявление о том, что официальный сайт КГБ не работает уже больше двух месяцев, якобы потому, что с него выкачали всю доступную информацию.
А через пять дней в оппозиционной среде разразился грандиозный скандал. Беглые хакеры нашли то самое «сообщение Белютина». Конечно, его тут же объявили предателем и стукачом.
Скоро Павла Белютина вызвали на допрос в ДГБ Литвы. И дальше его дискредитация осуществлялась уже полным ходом. 29 июля 2024 года Департамент миграции при МВД Литвы признаёт его угрозой нацбезопасности. 29 октября того же года Белютина лишают статуса беженца. 16 января 2025-го суд в Каунасе принимает решение о запрете нахождения в Литве.
Террорист Белютин понимает: в Литве его могут посадить или депортировать в Белоруссию. Он стучится в чаты беглых оппозиционеров в Германии. Следом просит помощи у соратников, осевших в Португалии. Но везде его посылают куда подальше.
Дискредитированный в глазах беглой белорусской оппозиции Павел Белютин, измотанный безразличием, кинутый своими же, долго мыкался по разным странам Европы, понимая, что никому там не нужен. И тут ему подвернулся шанс прилететь в Минск. Но в аэропорту его уже ждали белорусские чекисты. Ловушка КГБ захлопнулась. Теперь ему придётся отвечать по всей строгости закона.
Оставшимся за рубежом террористам начальник следственного управления КГБ Белоруссии Константин Бычек пообещал: «Комитет государственной безопасности неоднократно заявлял, что лица, совершившие преступления, особенно тяжкие преступления против государства, где бы они ни находились, будут жить с мыслью о том, что неминуемо наступит час расплаты».
Как отмечает подполковник Соколовский, спецоперация «Гарпун» была проведена в лучших традициях первых чекистов, которые действовали в 20-х годах прошлого века. Работа белорусских спецслужб чем-то напомнила операцию «Трест» ВЧК–ГПУ–ОГПУ, проходившую в 1921–1927 годах. К успехам той операции относится, в частности, заманивание британского шпиона Сиднея Рейли в СССР, где он был арестован.
В спецоперации «Гарпун» чекисты работали чуть по другому принципу – слили данные на Запад и скомпрометировали террориста, чтобы он сам покинул территорию Европы, а потом задержали.
* Террористическая организация, запрещённая в РФ.
Поделиться
Поделиться