Сможет ли новый закон остановить бегство врачей из системы ОМС?
Новый закон меняет правила игры для всех выпускников медицинских вузов. Их ждут три года обязательного наставничества в госучреждениях, а бюджетная ординатура теперь приравнивается к целевой со штрафами за «невыполнение долга». Власти заявляют, что таким образом залатают кадровые дыры в районных больницах.
Суть нововведений проста и сурова. Все бюджетные места в ординатуре становятся целевыми. Выпускник, отказавшийся от работы в назначенной клинике, обязан вернуть государству стоимость обучения в двойном размере. Но даже те, кто учился на платной основе, не избегут новой повинности — трехлетнего «наставничества» в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Формально избежать этой участи можно, но цена вопроса — повторная сложнейшая первичная аккредитация вместо простой периодической. «Первичная аккредитация — это полноценный трехэтапный экзамен… К нему нужно готовиться, тратить на это время», — поясняют сами медики. По сути, это выбор между принудительной отработкой и профессиональным затруднением.
Чиновники тем временем, выступая с трибун, объясняют свое решение: закрытые фельдшерско-акушерские пункты в селах вновь откроются, а качество помощи вырастет.
В образовательной среде закон встречают с осторожным оптимизмом. Некоторые видят в нем гарантию трудоустройства и возможность для выпускника «знакомиться с рабочим местом» заранее. Развитие института наставничества эксперты называют «оправданной мерой».
Но у этой медали есть и обратная сторона. Как поясняют эксперты, если просто обязать выпускников работать в госбольницах, но не создать условий для профессионального роста, качественной наставнической среды и достойной оплаты, результат будет обратным — мы потеряем мотивацию и приток абитуриентов в профессию.
Опасения разделяют выпускники. Некоторые признаются, что не пошли бы в медицину, знай о таких правилах заранее. Главное возмущение молодых специалистов — вопиющая несправедливость. Государство, столкнувшись с дефицитом IT-специалистов, осыпало их льготами: льготные ипотеки, высокие зарплаты, отсрочка от армии. Медиков, оказавшихся в аналогичной ситуации, ждут лишь новые ограничения и финансовые санкции.
«Взять, к примеру, сферу IT — мы видим, как государство их поддерживает с помощью «пряника». Но для нас же, медиков, почему-то избрали метод кнута», — возмущается ординатор, работающий медбратом в частной клинике.
Выпускница Сеченовского университета Ирина задается горьким вопросом: «К сожалению, вместе с ковидом мы потеряли не только отличных специалистов и родных, но и то небольшое уважение, которое появилось ненадолго к врачам».
Пожалуй, самый болезненный удар закон наносит по социальным перспективам молодых людей. Медицинская карьера и без того одна из самых долгих. Специалитет (6 лет) плюс ординатура (2 года) — и вот только в 25-26 лет врач получает право на самостоятельную практику. Новый закон добавляет к этому еще три года «наставничества».
«Получается, чтобы стать самостоятельным врачом в России, теперь нужно не восемь лет, а одиннадцать. Это годы учебы, когда человек не может полноценно работать и строить свою семью. То есть к 30 годам взрослый врач находится в роли студента. Нам и так некогда жить», — констатирует другой врач-ординатор.
Многие студенты и ординаторы вынуждены «сидеть на шее у родителей» или подрабатывать не по специальности, так как совмещать учебу с полноценной медицинской практикой почти невозможно. Обязательная трехлетняя отработка, часто в регионах с низкими зарплатами и без гарантий жилья, отодвигает возможность начать взрослую жизнь до немыслимых сроков.
Риск очевиден: вместо решения проблемы дефицита государство может получить поколение озлобленных, демотивированных специалистов, которые при первой же возможности покинут государственную медицину, а школьники, видя такую перспективу, просто перестанут поступать в медицинские вузы.
Поделиться
Поделиться






