Алексей Лубков: ректор, оказавшийся в клубке проблем
Фото: Unsplash.com
Как карьерист с большими амбициями и неоднозначными приоритетами возглавил главный педагогический вуз страны и что из этого вышло.
В сфере образования, особенно педагогического, ключевыми фигурами должны быть люди с безупречной репутацией и ясным взглядом на будущее. Но так ли это в случае с ректором Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Алексеем Лубковым? Его путь на этот пост и последующие годы управления вузом вызывают множество вопросов, ответы на которые приходится искать самим студентам и сотрудникам.
В нужный час в нужном месте
Осенью 2016 года МПГУ оказался в центре внимания. На совещании у тогдашнего министра образования Ольги Васильевой с критикой руководства вуза выступил Алексей Лубков, на тот момент замдиректора департамента в самом министерстве. Вскоре после этого действующий ректор Алексей Семёнов покинул свой пост, а его место занял Лубков.
Судя по всему, для исполнения карьерной мечты господину Лубкову хватило одного «удачного» выступления на высоком совещании. Студенты тогда массово выражали недоумение, отмечая положительные перемены при Семёнове: повышение практической составляющей в обучении, наведение порядка в общежитиях и доступный стиль общения руководства. Их вопрос «Неужели нельзя было спросить нас?» остался без ответа.
Приоритеты
Пока российское образование столкнулось с острой нехваткой учителей (по некоторым оценкам, до 30%), ректор Лубков активно предлагает свои решения других проблем. Он заявил, что российским педагогам необходимо срочно повышать квалификацию, чтобы освоить методики преподавания «русского как иностранного» и помочь детям мигрантов интегрироваться в образовательную среду. Инициатива, бесспорно, имеет право на жизнь. Но почему она развивается на фоне плачевного состояния дел в собственном вузе?
Студенты МПГУ уже несколько лет описывают условия в общежитиях как «зону дискомфорта». В их рассказах фигурируют плесень, сантехника «музейной ценности», тараканы и вода, которая подается по «графику царского водопровода». В 2022 году вспыхнул скандал с трехкратным повышением платы за проживание без каких-либо улучшений. Администрация реагировала на жалобы угрозами лишения пропусков или предложениями писать объяснительные.
Кульминацией стал инцидент с комендантом одного из общежитий, который, по словам студентов, врывался в комнаты без стука, фотографировал личные документы и даже применял физическую силу. Попытки пожаловаться в ректорат заканчивались отписками.
Возникает закономерный вопрос: почему ректор, с такой готовностью решающий гипотетические проблемы интеграции, годами не может решить совершенно конкретные проблемы с протекающими крышами и неуравновешенными сотрудниками в своих же общежитиях?
Духовность, нравственность и биткоины для диссертаций
На фоне бытового неблагополучия ректор Лубков выступает как идеолог и разработчик нового школьного предмета «Духовно-нравственная культура России». Однако нравственность в его вузе оказалась под большим вопросом.
Не так давно Мещанский суд Москвы вынес приговор по громкому делу о взятках в биткоинах за защиты диссертаций в МПГУ. Заведующая кафедрой получила 8 лет условно за торговлю учеными степенями. Это не первый коррупционный скандал в стенах университета, но примечательный — в духе времени.
Отзывы студентов на независимых площадках дополняют картину: они жалуются на непрофессионализм и пренебрежительное отношение многих преподавателей, устаревшие программы и полное равнодушие к качеству образования. Создается впечатление, что пока ректор участвует в кинолекториях и рассуждает о глобальных реформах, его вуз погружается в трясину коррупции и безнаказанности.
Цена амбиций
Алексей Лубков пришел в МПГУ с большими амбициями. Спустя годы можно констатировать: амбиции остались, а вот с реальными достижениями и преобразованиями в главном педагогическом вузе страны возникли серьезные проблемы.
Игнорирование нужд студентов, коррупционные скандалы, странное расставление приоритетов и имитация бурной деятельности вместо решения накопившихся проблем — все это заставляет задуматься о соответствии занимаемой должности.
Будет ли услышан голос тех, ради кого университет существует — студентов и преподавателей? Или главной кузнице педагогических кадров России уготована участь дальше стремительно терять репутацию? Вопросы остаются открытыми.
Поделиться
Поделиться