Общество

Авиаконструктор Генрих Новожилов мог бы отметить столетний юбилей

На лёгком самолёте Ил‑103 во время испытаний с лётчиком‑испытателем И. Гудковым

27 октября исполняется ровно 100 лет со дня рождения Генриха Васильевича Новожилова – дважды Героя Социалистического Труда, академика АН СССР и РАН, Заслуженного конструктора России, Генерального конструктора Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина. «Аргументам недели» крупно повезло – Генрих Васильевич был большим другом нашей редакции, участвовал во многих «инициативных» проектах газеты. Его экспертное мнение было всегда обоснованным и взвешенным, а участие в проектах – бесценно. Есть те, что продолжаются по сей день, например, восстановление в Самаре до лётной годности самолёта‑легенды, штурмовика Великой Отечественной Ил‑2. Не новодела с американским мотором (есть такие), а настоящего воина с двигателем Александра Микулина АМ‑38. А самолёты, созданные под его руководством, и сегодня некоторые восторженные журналисты в репортажах называют «новейшими».


В мечтах – лётчик, в жизни – авиаконструктор

Генрих Васильевич Новожилов – человек уникальной судьбы, с одним-единственным местом работы. Он мечтал о небе, но трагическая случайность изменила приоритеты. Как он сам писал: «Бывают ошибки, которые делает человек, влияющие на всю его дальнейшую судьбу». В августе 1939 года, возвращаясь поездом в Москву из пионерского лагеря в Бердянске, его «чёрт понёс» бегом по проходу. Столкнулся с девочкой, она несла на подносе стаканы с горячим чаем. Результат – ожог ноги. Потом самолечение, сепсис, Боткинская больница, операции, долбёжка кости. После двух таких операций встал вопрос об ампутации ноги от колена. Мать не позволила и забрала лежачего больного домой. Череда врачей, и в результате мальчик попадает в руки Александра Васильевича Вишневского, во Всесоюзный институт экспериментальной медицины.

Это сейчас Вишневский легенда медицины, а тогда многие коллеги считали его чуть ли не шарлатаном. Новокаиновые блокады и мазь Вишневского сделали своё дело – через семь месяцев Генрих встал с кровати на костыли. В мае – выписка. За лето прошёл школьную программу за 7‑й класс, к осени сдал все испытания (экзамены). Понятно, что с изувеченной ногой о лётной карьере можно было забыть. Впрочем, упорство юноши позволило восстановить функции правой ноги и получить первый спортивный разряд по теннису и лыжам. Тогда же появилась цель – поступить в Московский авиационный институт. Генрих Новожилов хорошо фотографировал, его работы выставлялись на Всесоюзных конкурсах. Была даже мысль «не пойти ли учиться во ВГИК на кинооператора», но авиация победила!

К студентам выпускных курсов МАИ приходили «покупатели», уже маститые авиаконструкторы. Так Новожилов в один день увидел Александра Сергеевича Яковлева и Сергея Владимировича Ильюшина. И в 1948 году он оформился на преддипломную практику в ОКБ‑240 С.В. Ильюшина. Сергей Владимирович сразу зачислил студента в штат на должность инженера‑конструктора. Где «студент» и проработал до конца жизни, до 2019 года! ОКБ‑240 неоднократно меняло название, но суть оставалась одна – это была и есть «ильюшинская» фирма. В июле 1970 года по рекомендации С.В. Ильюшина (в связи с ухудшением его здоровья) Совет Министров СССР назначил Г.В. Новожилова Генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия. В этот период активно велись работы по проекту турбореактивного военно‑транспортного самолёта Ил‑76. Вот как Сергей Владимирович Ильюшин объяснил своё решение: «Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему хорошими человеческими и деловыми качествами…»

Человек-эпоха

Вчерашний студент Генрих Новожилов принимает активное участие в работах и по гражданской и по военной тематике, в том числе по пассажирскому самолёту Ил‑14, катапультируемым креслам для реактивного бронированного двухместного штурмовика Ил‑40 и реактивных бомбардировщиков Ил‑46 и Ил‑54. Работая над этими проектами, молодой специалист вырос до инженера‑конструктора первой категории. Научился рассчитывать конструкции. В 1956‑м его избирают секретарём парткома – а это новый опыт, уже работа с людьми. В 1958 году С.В. Ильюшин назначает Новожилова заместителем главного конструктора и поручает ему сопровождать внедрение в эксплуатацию новейшего авиалайнера Ил‑18. В 1964‑м он в ранге заместителя Генерального конструктора занимается созданием и лётными испытаниями дальнемагистрального Ил‑62. Самолёт до сих пор летает! А до начала 1990‑х выполнял функции борта №1.

Следующий этап – первый самолёт, построенный под непосредственным руководством Новожилова. И какой! Тяжёлый транспортный Ил‑76, самолёт, без которого трудно себе представить военно‑транспортную авиацию. Начинал он работать над проектом первым заместителем Генерального конструктора, но фактически возглавил работу. Поднимали опытный Ил‑76 в первый полёт 25 марта 1971 года, с Центрального аэродрома Москвы, с Ходынки. Полётное задание подписывал Генрих Новожилов, уже в ранге Генерального конструктора. Но учитель – Сергей Владимирович Ильюшин был приглашён и присутствовал при этом волнительном мероприятии. Как‑никак первый полёт, взлёт огромной опытной машины почти в центре Москвы.

Я насчитал 38 модификаций этого самолёта! На нём вытащили снабжение нашего ограниченного контингента в Афганистане. Гражданская и военная модификация, пожарный вариант, летающий госпиталь «Скальпель». В новые времена, правда, создателя самолёта умудрились обидеть. Когда на авиасалоне МАКС презентовали новейшую версию Ил‑76МД‑90А руководству страны и Министерства обороны, мне удалось «на ногах» поговорить с Генрихом Васильевичем. Он печально заметил, что его на мероприятие не пригласили – после кончины его преемника Виктора Ливанова фирмой рулили и рулят «варяги»: «А самолёт‑то тот же, все размеры совпадают до миллиметра…»

В авиастроении Генрих Новожилов может быть сравним с великими Туполевым, Микояном, Сухим, Яковлевым. Но самолёты марки «Ил» не несут его имени, он принципиально отказался менять название: «У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. «Ил» – обязывает. Неслучайно наши сотрудники говорят: «Мы – Ильюшинцы!»

Но в день его 90‑летия президентский борт №1 Ил‑96‑300 (RA‑96019) стал именным – «Генрих Новожилов».

Надо отметить главное достижение Г. Новожилова – его «аэробусы» не унесли жизни ни одного пассажира. Из 106 построенных Ил‑86 в катастрофах и авариях потеряны 4 самолёта. Какие это аварии? Были и достаточно «курьёзные» – в марте 1994 года на стоящий Ил‑86 упал Boeing 737. Погибли обслуживавшие лайнер сотрудники аэропорта Дели. В 2001‑м в аэропорту Дубая Ил‑86 с 322 пассажирами и членами экипажа на борту совершил посадку на брюхо. Экипаж забыл выпустить шасси! Никто не пострадал. А дальнемагистральный лайнер Ил‑96 вообще рекордсмен – за всю историю эксплуатации с самолётом Ил‑96 не случалось аварий, повлёкших гибель людей.

Генрих Васильевич встречался и работал со всеми руководителями СССР и России – от И. Сталина до В. Путина. А они, начиная с Л. Брежнева, летали и летают по всему миру на его самолётах. В прежние времена вопросы авиастроения решались первыми лицами государства с генеральными конструкторами, а не с безликими чиновниками без профильного образования.

Факт биографии

Генрих Новожилов был депутатом Верховного Совета СССР от Армении и дважды от Казани. Интересно, сегодняшняя Армения вписала его имя в свою историю?

В книге «О себе и самолётах» Г. Новожилов много внимания уделил истории создания в 1990‑е годы Ил‑96М. Это удлинённая версия Ил‑96‑300 (почти на 10 метров) с двигателями «Пратт энд Уитни Канада». В интервью и просто разговорах также часто возвращался к этому лайнеру. С американскими двигателями самолёт стал одним из лучших (если не лучшим) широкофюзеляжным авиалайнером в мире. Новожилов был из тех профессионалов, которые верили в международную кооперацию при создании высокотехнологичных продуктов. И что интересно, нашёл понимание у американских коллег. Самолёт не пошёл в серию исключительно по политическим мотивам. Тема и сегодня особо болезненная – гадит нам Госдеп США по всем фронтам.

В 1990‑м полетел Ил‑114. Его строили в Ташкенте. Модификация Ил‑114‑100, с импортными двигателями, успешно эксплуатировали в национальной авиакомпании Республики Узбекистан, показывая результаты эксплуатации на уровне лучших мировых образцов. Годовой налёт в 1800–2000 часов для турбовинтового регионального лайнера – великолепный показатель. Сегодня модифицированный пассажирский самолёт Ил‑114‑300 запущен в серийное производство на российском авиационном заводе имени П. Воронина в Луховицах.

Как однажды о Новожилове сказал главный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов – он был самый дисциплинированный и пунктуальный сотрудник. Это чистейшая правда – Генрих Васильевич бывал в редакции «АН», и ни разу его не приходилось ждать. Если договорились о встрече или интервью, то он был именно в назначенное время в назначенном месте. Вся «ильюшинская» фирма знала, что Новожилов в 9:00 у себя в кабинете. Работа его увлекала до последних дней жизни. И очень часто руководство «Ильюшина» после 2006 года, когда он уже сложил с себя полномочия Генерального, выставляло именно Новожилова фронтменом, основным докладчиком на критически важных для компании совещаниях. А для журналистов он был кладезем информации, память его никогда не подводила. Как сейчас помню его слова – дали бы нам довести до ума чудо‑двигатель НК‑93, поставить его на Ил‑96, конкурентов на тот момент по дальности и экономичности в мире не было бы.

В январе 2006 года он сдал пост Генерального и стал главным советником Генерального директора по науке. А с 27 декабря 2015 года – Почётным Генеральным конструктором ОАО «Ил». Семь десятилетий на одной фирме!

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»