Авиапроекты Минпромторга и реальность
Минпромторг России выделит 13, 4 млрд рублей на разработку пассажирских самолётов нового поколения. А пресс-служба Росавиации сообщает, что Объединённая авиастроительная корпорация готова продлить сроки эксплуатации самолётов Як-40 с 50 до 60 лет. То есть мы видим, что замены шедевру ОКБ им. А.С. Яковлева на местных авиатрассах пока нет. Ближнемагистральный «Суперджет», который в импортозамещённом виде сейчас проходит сертификацию, его не заменит. Ещё более крупный МС-21 появится в авиакомпаниях к концу 2026 г. с годовым опозданием.
Смотрим в будущее
В России проведут научно-исследовательскую работу «Интеграл» по созданию перспективных региональных и магистральных самолётов, бортового оборудования и силовых установок. Кто получит миллиарды, статус разработчика и исполнителя, ещё неизвестно – соответствующий тендер объявлен Минпромторгом, итоги подведут 16 мая. Победитель конкурса представит в 2027 г. демонстраторы комплекса технологий регионального и магистрального лайнеров, конструкции отсека овального фюзеляжа, двигателей ТРДД‑200М и различных авиационных систем.
В результате будет сформирован опережающий научно-технический задел по широкому спектру технологичных направлений, позволяющий создать новое поколение самолётов гражданской авиации и обеспечить технологическое лидерство нашей страны.
Срок исполнения контракта – 1 декабря 2027 года. В 2025 г. планируется выделить 550, 4 млн рублей, в 2026 г. – 5, 8 млрд рублей, в 2027 г. – почти 7, 1 млрд рублей. Датой окончания подачи заявок назначено 14 мая, датой подведения итогов определения исполнителя – 16 мая 2025 года.
Как сообщает ТАСС, летом 2023 г. гендиректор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов представил презентацию о создании регионального самолёта с гибридной силовой установкой. Проект получил рабочее название «Регион-интеграл». Планировалось, что самолёт будет рассчитан на 36–40 пассажиров, крейсерская скорость – до 700 км/ч, дальность полёта – до 2, 5 тыс. км. Тогда же Дутов рассказывал о создании широкофюзеляжного самолёта с рабочим названием «Магистраль-интеграл». На тот момент создание лётного демонстратора было запланировано также на 2027 год. Как следовало из презентации Дутова, на самолёт будут устанавливаться двигатели ПД-24, крейсерская скорость составит до 870 км/ч, дальность – больше 10 тыс. км. Самолёт сможет перевозить до 260 пассажиров. Из этого следует, что победитель конкурса в целом предопределён.
Интерес вызывает овальный, как бы сплюснутый по вертикали фюзеляж. Тема не новая, в 2010 г. возник проект самолёта «Фрегат Экоджет» с овальным поперечным сечением фюзеляжа, разрабатываемый ОАО ФПГ «Росавиаконсорциум». «Аргументы недели» писали об этом многообещающем проекте, его руководитель Александр Климов заявлял о том, что первые самолёты «Фрегат Экоджет» будут введены в эксплуатацию в 2020 году. Как видим, не сложилось. Он планировал создать самолёт в широкой международной кооперации и даже организовать финальную сборку в Германии, для прорыва на международный авиарынок.
Основа, соответственно, есть – ещё в 2012 г. специалисты отделения аэродинамики ЦАГИ провели испытания крейсерской конфигурации модели самолёта «Фрегат Экоджет». Исследования проводились в трансзвуковой аэродинамической трубе Т‑106 ЦАГИ. Испытания показали, что разработанная аэродинамическая компоновка с несущим фюзеляжем и крылом большой относительной толщины обеспечивает достижение расчётных скоростей крейсерского полёта при благоприятном характере протекания несущих и моментных характеристик. Проведённый эксперимент продемонстрировал возможность достижения заявленного уровня аэродинамического качества. Данные, полученные в результате эксперимента, были использованы при дальнейшем проектировании самолёта «Фрегат Экоджет».
Поиск оптимального сечения фюзеляжа (горизонтальный эллипс) вёлся в направлении обеспечения минимальных габаритов самолёта при условии размещения в фюзеляже 300–350 пассажиров в трёх салонах с тремя главными проходами.
Целью программы «Фрегат Экоджет» было создание конкурентоспособного на мировом рынке семейства гражданских самолётов, интегральные показатели эффективности которых на 15–20% будут превосходить уровень, достигнутый гражданской авиационной техникой в настоящее время. Надо понимать, работы над самолётом «Фрегат Экоджет» не остались забыты, и результаты экспериментов извлекут из «долгого ящика». И это на самом деле может стать прорывом в авиастроении – в мире ничего подобного ещё не делали.
Як-40 – на пенсию отправлять рано
В России эксплуатируется полтора десятка самолётов Як-40. Они задействованы в основном на социально значимых маршрутах на северо-западе и Дальнем Востоке страны. Взлётно-посадочные характеристики позволяют самолёту летать буквально на «деревенские» аэродромы. С одной стороны, три неэкономичных турбореактивных двигателя АИ-25 вынесли приговор лайнеру. И в 1981 г. его серийное производство было прекращено. С другой – остались крепкая конструкция, собственный трап в хвостовой части кабины, высокие надёжность и энерговооружённость. И способность в зависимости от компоновки перевезти от 27 до 40 пассажиров. На взлётном режиме двигатели имели дымный выхлоп, за что лайнер получил прозвище «окурок».
Як-40 стал первым советским самолётом, получившим возможность эксплуатироваться компаниями капиталистических стран. Сертификат лётной годности Италии и ФРГ был получен в 1972 г., и таким образом Як‑40 стал первым советским самолётом, который продавался в страны, имеющие собственную развитую авиационную промышленность.
Помимо Западной Европы «Авиаэкспорт» выступал с предложением к фирме Boeing о совместной продаже и обслуживании Як-40 на территории Северной Америки, но против этого проекта была часть властных структур США, и дальше намерений дело не пошло. Но всё равно надо отметить – самолёт эксплуатировался в 19 странах мира.
К слову, крупнейшая авиакатастрофа в истории Таджикистана в 1993 г. случилась именно с самолётом Як-40. Но авиалайнер не виноват – в стране бушевала гражданская война. Як-40 борт EY-87995 прилетел в Хорог из Душанбе утром 28 августа. Хорог был захвачен боевиками, в аэропорту скопилось несколько сотен беженцев. Когда началась посадка, боевики, угрожая оружием, выгнали всех пассажиров из самолёта и начали сажать на борт свои семьи. В общей сложности в 28-местный салон был втиснут 81 пассажир, включая 14 детей. Авиалайнер был сильно перегружен (на 3 тонны больше максимального взлётного веса, поэтому экипаж поначалу отказался взлетать, однако после угрозы расстрела был вынужден согласиться). Заметим, аэродром Хорога расположен на высоте 2200 метров, что также вносит ограничения по максимальному весу. При взлёте лайнер пробежал по взлётно-посадочной полосе 1629 метров, после чего экипаж поднял носовую стойку шасси. Однако самолёт не взлетел, а продолжал мчаться по ВПП, пока не выкатился с неё, столкнулся с бетонным дотом метровой высоты, потерял плоскость крыла, затем вторую, после чего лайнер рухнул в промоину реки Пяндж и разрушился. Из 86 человек на борту выжили четыре пассажира.
Предполагаемое продление эксплуатации Як-40 позволит сохранить в авиаотрасли самолёт, аналогов которому в настоящее время нет. Об этом ТАСС сообщил заместитель директора инженерно-авиационной службы авиакомпании «Красавиа» Павел Сериков. Авиакомпания «Красавиа» находится в собственности Красноярского края и занимается внутрирегиональными и внутримуниципальными перевозками, а также совершает перелёты в соседние регионы Сибирского федерального округа и на Крайний Север.
«В парке авиакомпании «Красавиа» единственный самолёт Як-40 в компоновке бизнес-салона. Он используется для выполнения VIP-рейсов, а также в рамках выполнения рейсов для санитарной авиации. Лайнер 1978 года выпуска, в ноябре ему исполнится 47 лет. Безусловно, мы рады продлению срока эксплуатации, так как аналогов данного типа воздушного судна на сегодняшний день нет», – сказал Сериков.
В целом заменить Як-40 в авиакомпаниях на линиях малой загруженности может Ил-114 (тоже «деревенский» самолёт), он, правда, крупнее, до 62 пассажиров на борту, или перспективная сорокаместная «Ладога», которую пока никто не видел.
МС-21 – импортозамещаем и опаздываем
Поставки импортозамещённых самолётов МС-21 начнутся осенью 2026 г., следует из интервью заместителя генерального директора – директора инженерного центра компании «Яковлев» Анатолия Гайданского для Telegram-канала ОАК. Это на год позже срока, указанного в нынешней редакции правительственной программы развития авиационной отрасли России.
«Мы рассчитываем завершить все работы [по сертификации самолёта] к концу лета 2026 года и начать поставки самолётов авиакомпаниям», – рассказал он.
В рамках сертификационных испытаний обновлённому МС-21 необходимо провести 220–230 испытательных полётов, объяснил Гайданский. Первый прототип МС‑21 с заводским номером 73055 в частично импортозамещённом варианте совершил первый полёт на иркутском авиазаводе «Яковлева» в конце апреля. После четырёх-пяти полётов в рамках заводских доводочных испытаний он сможет перелететь в подмосковный Жуковский, где начнёт уже программу сертификационных полётов.
Полностью импортозамещённым самолётом станет второй прототип МС-21-310 с бортовым номером 73057. Ранее на этой опытной машине испытывали композитное крыло из отечественных материалов. Сейчас на ней американские двигатели PW1400G уже заменены на российские ПД-14, идёт установка других отечественных подсистем.
«Мы планируем, что в середине лета поднимем эту машину в воздух и тоже на ней начнём сертификационные полёты», – рассказал Гайданский.
«Яковлев» работает над заменой импортных комплектующих на МС-21 с 2022 г., когда иностранные поставщики вышли из программы из-за санкций. По нынешним планам, до 2030 г. производитель должен поставить 270 обновлённых авиалайнеров, включая первые 9 самолётов в этом году и 31 – в 2026-м. У ОАК есть предварительные заказы на 277 МС-21. БОльшая часть из них (210 машин) предназначена для группы «Аэрофлот», которая уже перевела в твёрдый контракт 18 авиалайнеров.
Борт №1 – б/у из Катара?
Американские СМИ сообщают, что Дональд Трамп может получить от Катара роскошный самолёт Boeing 747, ранее принадлежавший одному из богатейших членов королевской семьи. 13-летний Boeing 747 изначально принадлежал бывшему премьер-министру Катара и стоит на сегодняшний день около 400 млн долларов.
Катар официально заявил, что речь идёт не о подарке, а о возможной передаче самолёта для временного использования в качестве Air Force One: «В настоящее время рассматривается министерством обороны Катара и министерством обороны США, но этот вопрос остаётся на рассмотрении соответствующих юридических департаментов». Ранее Трамп резко критиковал Boeing за задержки в производстве новых самолётов. Аналогичный самолёт VIP Boeing 747 был подарен Катаром президенту Турции Эрдогану.
Поделиться
Поделиться