Общество

Авиастроение на паузе

Основные причины известны, их три. Во-первых, силовые установки только недавно вышли на испытания в составе самолётов, да и то не всех. Во-вторых, не очень понятна ситуация с интерьером пассажирских салонов МС-21, Ил-114, «Суперджетов». То есть эти авиалайнеры выполняют испытательные и сертификационные полёты, но отечественного интерьера, в том числе пассажирских кресел, не имеют. Как говорят конструкторы – пустые. В‑третьих, авиастроительные мощности спешно модернизируются, под них набирают и обучают персонал. Строятся и оснащаются оборудованием новые цеха для производства, например, Ту-214 в Казани, а на это тоже требуется время. Кадровый голод как был, так и остаётся тормозом в производственных цепочках.

Ещё одно интересное наблюдение – на фоне контактов российской и американской сторон проявляется ожидание, что санкции смягчат и всё вернётся на круги своя. Из-за океана пойдут запчасти и комплектующие для новых отечественных самолётов и для «иномарок». При таком сценарии на успешное восстановление и развитие российского гражданского авиапрома делать ставку страшновато. Остаётся надеяться на волю и жёсткую позицию президента В. Путина.

Чем грозит мокрый лизинг

С 2022 года авиакомпании не могут из-за санкций ввозить западную авиатехнику. Но определённое движение наблюдается. Госдума 8 апреля в третьем чтении утвердила поправки в Воздушный кодекс – мокрому лизингу быть. Мокрый лизинг – это аренда самолётов вместе с экипажами. С сентября прошлого года он был разрешён для внутреннего употребления, можно предположить, что пролоббировал его «Аэрофлот». Именно «Аэрофлот» уже в декабре арендовал у частного перевозчика «I Fly» три широкофюзеляжных Airbus A330 вместе с лётными и кабинными экипажами, проще говоря, с пилотами и бортпроводниками. «I Fly» Airlines – российская чартерная авиакомпания, выполняющая международные рейсы в интересах туристических операторов TEZ TOUR, Tempus tour, Sanya и Tui. C момента основания базируется в московском аэропорту Внуково. В данном случае «от перемены мест слагаемых сумма не меняется», самолётов в стране больше не стало.  

А теперь, когда заработают новые поправки, российские авиаперевозчики уже могут брать самолёты с экипажами в мокрый лизинг за рубежом. Использовать их для международных перелётов. Ситуация неоднозначная, очень напоминает антисанкционный обходной маневр, и, если он будет успешным, наши авиастроители смогут облегчённо выдохнуть и не спешить, продолжить заниматься привычным реформированием. Авиакомпании смогут наращивать провозные мощности и при отсутствии отечественных воздушных судов. То есть импорт гражданских иномарок возобновится под новой вывеской.

Правда, пока мокрый лизинг подпадает под действие западных санкций. Но известно, что тот же Китай ударными темпами импортозамещает комплектующие изделия, включая двигатели, на своём среднемагистральном узкофюзеляжном лайнере С919 на 156–192 пассажирских места, аналогичном нашему МС-21. И что помешает российским авиаперевозчикам взять в мокрый лизинг китайские самолёты? Или американцы отмашку дадут?

Дозвуковые боевые самолёты вновь на крыле

Военно-воздушные силы более 20 государств уже имеют на вооружении бразильские турбовинтовые самолёты A-29 Super Tucano. Панама стала восьмой латиноамериканской страной, выбравшей этот самолёт. Национальная воздушная служба будет использовать машины для наблюдения и защиты территории. Super Tucano оснащён двигателем мощностью 1600 л.с., развивает скорость до 590 км/ч и может нести до 1500 кг боевой нагрузки. Кабина защищена противопульной и противоосколочной кевларовой бронёй. Машина недорогая, её может позволить себе любое государство, эксплуатационные расходы минимальные, расход авиационного керосина по сравнению с вертолётом аналогичной грузоподъёмности в разы меньший.

ВВС США в апреле также приняли на вооружение самолёт такого класса. Это перепроектированный в боевую машину самолёт для сельскохозяйственных работ. Корпорация L3Harris Technologies сообщила, что совместно с компанией Air Tractor 3 поставила армии первый разведывательно-ударный турбовинтовой самолёт OA-1K Skyraider II.

Самолёт был разработан для борьбы с повстанцами в Афганистане, Ираке и других регионах мира, где нет серьёзного противодействия со стороны ПВО. А для точечных ударов по «бармалеям» и разведки самое то. Самолёт, естественно, нафарширован самыми современными электронными системами, вооружён до зубов, способен нести ракеты и бомбы.

Надо отметить, такие турбовинтовые самолёты могут применяться и для защиты от беспилотников своей территории, там, где нет угрозы применения средств ПВО. Охотиться на БПЛА на вертолётах дорого и опасно, скорость у них маловата. Ударные дроны-камикадзе уже сегодня пытаются атаковать вертолёты.

У нас пока ничего похожего нет. Есть учебный двухместный самолёт Як-152, но он в большую серию не пошёл по причине отсутствия готового двигателя. Импортный 500-сильный дизель попал под санкции. В 2017 году самолёт летал на авиакосмическом салоне МАКС, в 2023-м завершил государственные лётные испытания. Максимальная скорость – 500 км/ч, дальность – 1500 км, взлётный вес – около полутора тонн. Внешне напоминает истребитель времён Великой Отечественной. Его бы вооружить и поставить на дежурство на «дроноопасных» направлениях. Скорее всего, самолёт получит турбовинтовой российский двигатель ВК‑650, а там будет видно, на что он способен. Самолёт ждут в лётных училищах Минобороны, ДОСААФ, в гражданских учебных заведениях.

К слову, в самолёте установлены катапультные кресла СКС-94 НПП «Звезда», спроектированные Гаем Ильичом Севериным. Ровно тридцать лет назад 12 апреля это кресло для лёгких самолётов испытал его сын, инженер-испытатель Владимир Гайевич Северин. Наши поздравления!

Катапультирование было выполнено, когда двухместный спортивно-пилотажный Су-29КС летел на скорости 250 км/ч на высоте 2500 метров. Год спустя Владимиру Северину было присвоено звание Героя Российской Федерации «за мужество и героизм, проявленные во время испытания и отработки аварийных спасательных систем космических и летательных аппаратов».

А пока наши курсанты мучаются с импортными хрупкими Diamond DA40. В начале апреля курсанты Ульяновского института гражданской авиации имени Бугаева выполняли учебно-тренировочные полёты на аэродроме Солдатская Ташла. В воздухе самопроизвольно открылся замок на двери кабины, дверь распахнулась, набегающий поток её попросту оторвал. Telegram-канал «Авиаторщина» сообщает, что это не первый случай – летом прошлого года во время учебного полёта курсантов Санкт-Петербургского университета гражданской авиации в Оренбургской области произошло то же самое. Тогда в воздухе они попытались закрыть и удержать дверь, но она всё равно отвалилась.

И в том и в другом случае самолёты благополучно приземлились.

Вообще с прочностью у зарубежных производителей есть проблемы. Стало известно, что у лайнеров Boeing-787 восемь напольных крепежей в уборных, и прилегающие к ним структуры могут отсоединяться. По мнению американского авиарегулятора FAA, причиной тому является коррозия, вызванная «гальваническим взаимодействием алюминия и углеродного волокна в результате влажной среды в туалете». Как результат, унитазы и раковины в туалете могут оторваться от нижних креплений, если борт подвергнется перегрузке, что может привести к блокировке прохода и, соответственно, аварийных выходов.

Согласно FAA, в одних лишь США предлагаемая директива может примениться к 159 «Дримлайнерам» – «Лайнерам мечты». Окончательное решение по введению директивы, которая обяжет авиаперевозчиков устранить проблему, будет принято до 22 мая. Инспекция самолёта на наличие проблемы будет занимать около 15 часов на каждую из шести уборных, и стоимость работы с материалами будет составлять около 5 тыс. долларов за каждый туалет.

Каннибализм по-европейски

Самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380 перестали выпускать в 2021 году – спад в авиаперевозках на фоне пандемии COVID-19, казалось, поставил жирный крест на воздушных гигантах. Но сейчас авиакомпании вновь «полюбили» этот лайнер. Три списанных и выкупленных концерном Airbus ещё в 2020 году самолёта начали разбирать на запчасти для летающих в авиакомпаниях машин. Дефицит образовался, видимо, неожиданно, а возобновлять производство комплектующих дело дорогое и долгое. Честно говоря, раньше считал, что разборку самолётов практикуют только у нас из-за невозможности легально ввезти в страну запчасти и комплектующие для импортных самолётов и «Суперджетов» в связи с санкциями, а как известно, «иномарки» обеспечивают 90% пассажиропотока.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»