Авиастроение в состоянии оживления
КБ «Беспилотные вертолёты» из Минска уже испытывает очень крупный беспилотник Sky Truck
Сентябрь вносит ясность в состояние дел в российском авиапроме. Есть все признаки, что обещанные Объединённой авиастроительной корпорацией (ПАО ОАК) и Минпромторгом авиалайнеры дойдут до пассажиров. В процессе интенсивных сертификационных испытаний все три «долгостроя» – Ил-114-300, импортозамещённые «Суперджет» и МС-21. Именно их серийное производство и передача заказчикам стали первостепенной задачей авиастроителей. Переносить в очередной раз сроки «вправо» уже неприлично, да и руководство страны не позволит.
Что было, что есть, что будет…
Легендарной «Аннушке» уже хорошо за семьдесят. 31 августа 1947 года в небо Новосибирска впервые поднялся опытный самолёт СХ-1 – будущий трудяга Ан-2. Конструкция Олега Константиновича Антонова изначально создавалась как многоцелевой самолёт для народного хозяйства, и уже в 1948 году его показали на авиапараде в Тушино, он был принят на вооружение ВВС и на снабжение ГВФ.
Внешне архаичный и самый большой серийный одномоторный биплан оказался настолько хорош, что был растиражирован в 18 тыс. экземплярах и экспортировался в 26 стран мира. И летает по сей день! На Ан-2 в СССР после училищ начинало летать абсолютное большинство всех пилотов гражданской авиации. Кто-то связывал с Ан-2 лётную жизнь всерьёз и надолго, если не навсегда. Но в основном с «Аннушек» лётчики уходили на переучивание на большие авиалайнеры. Профессий у Ан-2 сотни, он трудится на коммерческих воздушных перевозках и авиационных работах, с него выполняют прыжки парашютисты. Кажется, это вечный самолёт, самолёт-эпоха, и он пока остаётся с нами.
Ещё хорошая новость – ульяновские авиастроители передали в войска очередной тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А. В рамках реализации целевых задач, поставленных министром обороны Российской Федерации по поставкам особо востребованных образцов вооружения и техники в войска, экипажем ВКС осуществлена приёмка самолёта. То есть выпуск этой крайне необходимой техники налаживается. Самолёт тоже легендарный, в своём классе очень эффективный, нужный в гражданском сегменте грузоперевозок да ещё и с хорошими экспортными перспективами, как неоднократно заявлял ранее министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
Появились сообщения, что в планах правительства национализация крупнейшего грузового авиаперевозчика страны – группы компаний «Волга-Днепр», заявил её основатель Алексей Исайкин на встрече с сотрудниками по случаю 35‑летнего юбилея компании.
Как стало известно изданию «Коммерсантъ», основатель «Волга-Днепр» Алексей Исайкин публично объявил о перспективах скорой передачи грузовой группы государству. «Востребованность возможностей «Волги-Днепра» для государства подтверждена партнёрством с правительством Москвы. Если родина говорит, что компания должна пойти на службу родине, то ну всё: национализация, конфискация, справедливая сделка, любая форма…» Вопрос может решиться до конца года.
В 2022 году «Волга-Днепр» была крупнейшим коммерческим оператором сверхтяжёлых транспортных самолётов Ан-124-100, имея девять таких бортов. Сейчас, по данным Росавиации, у неё в эксплуатации осталось три Ан-124 и пять Ил-76. Эти самолёты могут быть переданы Минобороны, 224-й лётный отряд которого эксплуатирует пять Ан-124 и десять Ил-76.
Двигатель большой мощности ослаб. Новый российский тяжёлый авиадвигатель будет иметь тягу не 35 тонн, а 26, рассказал в интервью агентству ТАСС первый вице-премьер Денис Мантуров.
Эта силовая установка – ПД‑26 будет создана на основе двигателя-демонстратора технологий ПД-35, который ОДК испытывает с 2021 года. ПД-35 завершил первый этап испытаний на открытом стенде, заявили в Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). Он продемонстрировал тягу в 35 т, став самым мощным российским турбовентиляторным двигателем. ОДК предлагала ПД-35 в качестве двигателя для российско-китайского проекта широкофюзеляжного самолёта CR929. Однако китайские авиастроители пошли скользким путём широкой международной кооперации, и Российская Федерация вышла из этой программы в 2023 году. Ил‑96 с двумя двигателями ПД‑35 отказали в существовании – перепроектировать этот замечательный самолёт не будут.
Значит, про ПД-35 пока забываем. Предполагается, что первым самолётом для ПД-26 станет перспективный военно-транспортный самолёт с грузоподъёмностью 100 тонн. Выбор тяги в 26 тонн позволяет также использовать его для перспективного пассажирского широкофюзеляжного авиалайнера. В августе текущего года ОАК запатентовала дизайн широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, рассчитанного на перевозку до 320 пассажиров на расстояния до 13 600 км в зависимости от версии. Патент фиксирует наработки, достигнутые российскими конструкторами в ходе проекта CR929, но не означает, что российский самолёт этого типа будет создан в ближайшее время. Красивая и по документации эффективная машина, похожая на «Боинг-787‑Дримлайнер». По расчётам превосходит «американца» по всем параметрам. Как и что получится у нас, в металле и композитах, время покажет.
Тяга 26 тонн подсказывает ещё один вариант использования ПД‑26 – ремоторизация сверхтяжёлых транспортных Ан‑124 «Руслан». Двигатели самолёта Д-18Т, с тягой 23, 5 тонны, созданные в Запорожье, не вечные. Но в любом случае возникает необычная ситуация – двигатель, можно сказать, почти что есть, а самолёт под него отсутствует. Даже если попробовать пристроить его на «Русланы», это потребует много, очень много времени.
Помимо авиации новый агрегат будет применяться и в наземных энергетических установках, что экономически целесообразно.
Из жизни дронов
Объём мирового рынка беспилотных летательных аппаратов может подрасти с 32, 2 млрд долларов в 2024 году до почти 90 млрд в 2030-м. При этом коммерческие беспилотники обгонят военные и станут крупнейшим сегментом рынка уже в 2025 году. Во всяком случае такой прогноз даёт издание Offshore Technology со ссылкой на исследование Global Data.
В первую очередь Offshore Technology обращает внимание на активное использование БПЛА в нефтегазовой отрасли, которая является одной из ключевых и определяющих этот рост. Крупные игроки, в том числе Saudi Aramco, BP, Chevron, Shell и TotalEnergies, расширяют свой парк дронов для плановых проверок трубопроводов, факельных установок, резервуаров и морских платформ.
Никто не отменяет и сдерживающих факторов, к которым относятся вопросы безопасности воздушного пространства. Несмотря на это, роль беспилотников в нефтегазовой отрасли будет только возрастать.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» на форуме «Дрон Экспо 2025» в Казани показали тяжёлый пожарный беспилотник КВВ-1 и видеозапись его испытаний. Потенциальным заказчикам аппарат уже подтвердил свою эффективность.
КВВ-1 весит 85 кг и способен нести такую же полезную нагрузку. Беспилотник оснащён системой предотвращения столкновений, стабилизированной камерой с 30-кратным зумом и может комплектоваться дополнительным оборудованием для пожаротушения и спасательных операций. Аппарат подключается к пожарной машине через рукав и подаёт огнетушащую смесь на высоту до 150 метров. Время работы – до 25 минут от аккумуляторов или до 72 часов при подключении к источнику питания по кабелю. Выглядит его работа пожарным очень эффектно. Серийное производство этой модели планируется начать в 2026 году.
КБ «Беспилотные вертолёты» из Минска уже испытывает очень крупный беспилотник Sky Truck. Вертолёт можно снабжать универсальными модулями для перевозки грузов или раненых. Поднять двухтонный Sky Truck может 500–600 кг, доставить на дальность до 480 км, максимальная скорость полёта 180 км/ч. Двигатели можно устанавливать разные – как российские, так и западные. Изначально планировалась отечественная новинка ВК-650. Позже было принято решение об адаптации под более широкую линейку силовых установок, среди которых также Rolls Royce 250-C20, Rolls Royce 250‑C30, Rolls Royce 250‑C47. Много вариантов обеспечит большую гибкость в продвижении конечного изделия на рынки различных стран.
На испытаниях дрона он сразу напомнил камовский вертолёт Ка-226. Силуэт, компоновка, соосные несущие винты. Клюнет ли наше военное ведомство на эту интереснейшую новинку? Хорошо бы. В мире такая техника пока редкость.
Китайцы начали выпускать спасательный круг, который сам может прилететь к тонущему человеку. Аппарат взмоет в воздух со скоростью 9 м/с и может улететь на расстояние до 1, 1 км – это максимальная дальность, позволяющая управлять дроном-спасателем. При этом аппарат может выдерживать максимальную силу ветра в 6 баллов и имеет функцию автономного возврата при потере сигнала дистанционного управления, пишет Telegram-канал /bes_pilot/.
Американская General Atomics подняла в воздух первого «беспилотного верного ведомого». YFQ‑42A взлетел 27 августа с неназванного аэродрома в Калифорнии, что стало важной вехой для ВВС США по части интеграции автономных летательных аппаратов, которые должны работать вместе с пилотируемыми истребителями. Путь от заключения контракта до первого полёта занял менее двух лет.
По требованиям военных США, эти аппараты должны будут работать в связке с истребителями F-22 и F-35. Их главной функцией будет нести дополнительное ракетное вооружение, чтобы его не приходилось устанавливать на внешних точках подвески стелс-истребителей. Помимо этого предполагается, что они будут дополнительным отвлекающим фактором для вероятного противника. Внешне очень похож на С-70 «Охотник» – российский тяжёлый ударный БПЛА фирмы «Сухой».
Поделиться
Поделиться