Общество

Беспилотники – будущее непредсказуемо

Международный форум «Беспилотные системы: технологии будущего» в инновационном центре «Сколково». Фото АГН «Москва» / С. Киселев

Лавинообразное развитие беспилотных систем меняет жизнь. Где-то к лучшему, где-то не очень. Во всяком случае, боевые дроны уже кардинально изменили лики войны. И все серьёзные государства лихорадочно работают над всё более эффективными системами. Возникает ощущение, что не за горами день, когда на линии фронта «выяснять отношения» будут не люди в защитной экипировке, а полчища роботов. Уже сегодня отцы-командиры забыли о наступлениях колоннами войск, сотнями танков, тысячами единиц бронетехники, грузовиков. Сейчас у бойцов в почёте мотоциклы, квадроциклы, уазовские «буханки», «Нивы» со срезанными крышами. И всё из-за них, из-за беспилотников. Гражданских профессий у беспилотной техники тоже уйма.
Вопрос организации форума исключительно по «дронной» тематике давно назрел. И вот в инновационном центре «Сколково» с 7 по 17 августа 2025 года прошло крупнейшее и достаточно долгое российское мероприятие для разработчиков, производителей и эксплуатантов беспилотных авиационных и роботизированных систем (БАС и БРС) из более чем 25 стран.

БПЛА – денежное дело

Минпромторг осторожно оценивает потенциальный экспорт из России беспилотных авиационных систем двойного назначения. Министр промышленности и торговли Антон Алиханов на пленарном заседании 14 августа дал очень расплывчатую сумму: «По экспортному потенциалу мы видим рынок от 5 до 12 миллиардов долларов ежегодно. Это огромные цифры, понятно, в них достаточно сложно сейчас поверить, но, если говорить только про нужды обороны и безопасности, это та часть, которую мы видим уже сейчас. Это оценки потребления текущего и перспективного в различных регионах мира. Мы считаем, что это та часть, которую мы можем занять», – заявил министр в ходе своего выступления на Международном форуме «Беспилотные системы: технологии будущего».

Кажется, министр скромничает. Решим поставленные цели на Украине – возьмём под контроль огромную часть рынка БПЛА. Россия и Украина – единственные на сегодняшний день страны, имеющие огромный практический опыт боевого использования дронов в реальных условиях, на земле, воде, в небе. Наша победа в СВО оставит на олимпе беспилотья только Россию. Остальные страны, даже шагающий семимильными шагами Китай со своими супердронами и разработками, не воевали ни дня.

Согласно данным Минпромторга, в 2024 году в стране было произведено 16 400 только гражданских беспилотников, что в два с лишним раза больше, чем в предыдущем году. При этом не игрушек для «полетать на даче», а дронов профессионального использования. Надо отметить, дронов-доставщиков уже давно встречал на столичных улицах, по моему мнению, это лучшая альтернатива безумным курьерам на электровелосипедах, игнорирующим Правила дорожного движения, несущимся, пугая пешеходов, по тротуарам и слабо знакомым с русским языком. Робот-уборщик «Пиксель» прекрасно справляется с мусором и снегом в московских парках. У входа в выставочные павильоны стоит сверкающий и надраенный беспилотный грузовик КамАЗ Natcar. Правда, человек в кабине пока должен присутствовать – как бы чего не вышло. Но уже есть развозные грузовички-фургоны, где кабины водителя нет в принципе. Отличные работники, трудятся без обеда, не пьют, не курят, не скандалят и правила не нарушают.

Аэротакси не за горами

В мире достаточно много компаний, которые вложились в программы по созданию летательных аппаратов мультироторной схемы, использующих для полёта электрические технологии – eVTOL (Electric Vertical Takeoff and Landing). По сути – взлетает (и приземляется) вертикально, а потом переходит в горизонтальный полёт по-самолётному, для экономии энергии. Идеальное аэротакси для городов-мегаполисов, увязающих в дорожных пробках. На некоторых маршевый двигатель традиционный, поршневой или газотурбинный, он заодно подзаряжает аккумуляторы, которые потеряли энергию на взлёте.

За беспилотники взялись серьёзно. Telegram-канал AviaNews сообщил, что китайская компания United Aircraft представила «первый в мире БПЛА конвертоплан класса 6 тонн».

Проект «Yuyou R6000» (известный также как UR6000) впервые был представлен в виде концепта на рекламном проспекте на авиасалоне в Сингапуре в начале этого года.

А в конце прошлой недели в социальных сетях появилась фотография, на которой изображён первый законченный прототип R6000, который был произведён в авиационно-промышленном предприятии в городе Уху (Wuhu Aviation Industrial Park) восточной провинции Аньхой.

Несмотря на указание о том, что R6000 является беспилотным летательным аппаратом, по заявлению United Aircraft, R6000 сможет также перевозить 10 пассажиров, имеет максимальную взлётную массу 6 тонн, грузоподъёмность 2 тонны, максимальную крейсерскую скорость 550 км, максимальную высоту полёта 7620 м и дальность полёта 4000 км. Разработка R6000 началась ещё в 2021 году, а завершение сертификации ожидается к 2027 году. Значит, люди готовы довериться искусственному интеллекту дрона?

Министр транспорта Андрей Никитин подчеркнул, что беспилотные технологии становятся частью повседневной жизни – от дронов в сельском хозяйстве до автономных автомобилей и трамваев в городах. «Минтранс видит свою задачу в том, чтобы не мешать развитию, а направлять его. Мы выстраиваем регулирование там, где оно действительно нужно, – прежде всего ради безопасности и баланса интересов», – отметил он.

Кроме того, на форуме речь шла о практическом применении беспилотных технологий. К концу 2025 года на российских дорогах будет задействовано более 90 беспилотных грузовиков, а к 2028 году их число вырастет до 330. Автономные паромы курсируют на линии «Усть-Луга – Калининград», а беспилотные грузовики уже тестируются между Санкт-Петербургом и Казанью. С 2023 года паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» прошли в автономном режиме свыше 200 тыс. морских миль и перевезли 2 млн тонн грузов. За год беспилотная «Ласточка» преодолела более 80 тыс. километров без происшествий.

Более половины производителей БАС сосредоточены в Москве (27%), Московской области (9%), Санкт-Петербурге (8%), Самарской области (5%), Ростовской области и Татарстане (по 4%). В топ-10 также входят Новосибирская, Нижегородская и Свердловская области (по 3%) и Краснодарский край (2%).

Саммит на Аляске – бенефис «Ильюшина»

Как правило, зарубежные визиты главы государства обеспечивают лайнеры «Ил». После Великой Отечественной функцию борта №1 выполняли турбовинтовые дальнемагистральные Ту-114 и среднемагистральные Ил-18, но уже с конца 1960-х пальма первенства перешла к Ил-62, который на протяжении нескольких десятилетий служил главным правительственным самолётом СССР, Российской Федерации, ГДР, Северной Кореи.

В 1995-м первый президент России «пересел» на специально переоборудованный Ил-96-300ПУ. Две буквы «ПУ» означают «пункт управления». То есть на борту есть всё, чтобы руководить страной из любой точки земного шара. И сегодня эти сверхнадёжные широкофюзеляжные дальнемагистральные самолёты несут почётную и ответственную функцию авиационного обеспечения первых лиц государства. При проектировании машины под руководством генерального конструктора, дважды Героя Социалистического Труда Генриха Васильевича Новожилова особое внимание уделялось безопасности: на борту – многоканальные резервированные системы.

Так почему «бенефис»? Для сведения – визит Владимира Путина в Анкоридж для переговоров с Дональдом Трампом обеспечивали четыре Ил-96 (включая борт №1) и три тяжёлых транспортных Ил-76. Много? Нет, ничего лишнего. В зарубежных поездках президента сопровождает куча народа – члены делегации, переводчики, технические специалисты, охрана, корреспонденты «кремлёвского» пула. Обычно первой прилетает передовая группа, куда также входят сотрудники охраны, журналисты, организаторы. Один борт резервный. Ну а транспортные Ил-76 везут автомобили президентского кортежа. И надо отметить, экипажи Специального лётного отряда на «Илюшах» в очередной раз блестяще справились с поставленной задачей.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»