Депутаты готовятся всерьез взяться за розничную торговлю
На повестке дня — законопроект, который обещает усмирить аппетиты торговых сетей, зафиксировав предельную наценку на товары от производителя на уровне 15%. Звучит заманчиво, как песня сирены, но эксперты уже бьют в набат, предрекая ритейлу мрачные времена, а вместе с ним — и нам с вами.
«Цены растут, словно тесто на дрожжах, и дело тут не только в объективных причинах. Кажется, некоторые сети решили сыграть в игру „кто больше наварит“, взвинчивая наценки до заоблачных высот. Где-то накинут скромные 10% на самое необходимое, а где-то — все 200% на товары, без которых вполне можно обойтись», — делятся инсайдеры с «Известиями». — «Если закон примут, цены, возможно, и присмиреют на какое-то время. Но боюсь, потом мы увидим зияющие пустоты на полках, ведь никто не захочет работать себе в убыток».
Авторы законопроекта, в свою очередь, твердят, как заведенные: мол, наценки сейчас доходят до неприличных 300%, отсюда и безудержный рост цен. Но бизнесмены смотрят на это с изрядной долей скепсиса. Как выжить при нынешней-то ставке ЦБ в 16,5%, когда кредиты давят на горло, а расходы растут, как грибы после дождя? Ритейлерам же нужно платить за свет, аренду, зарплаты… В общем, битва обещает быть жаркой, искры будут лететь во все стороны.
И вот тут начинается самое интересное. Понятно, что депутаты хотят как лучше, чтобы цены стали более человечными. Но, с другой стороны, бизнес — это же не благотворительность. Никто не будет работать себе в минус, это аксиома. И если ритейлерам закрутят гайки до предела, они начнут выкручиваться. Кто-то уйдет в тень, кто-то начнет мудрить с ассортиментом, предлагая более дорогие аналоги, а кто-то просто закроется.
Представьте себе картину: приходите вы в любимый магазин, а там вместо привычного выбора — пара-тройка наименований, да и те по конским ценам. Или еще хуже — магазин закрыт, и вам предлагают ехать за продуктами на другой конец города. Веселого мало, правда?
Понятно, что нужны какие-то меры, чтобы обуздать аппетиты торговых сетей. Но, может, стоит поискать какие-то более мягкие, компромиссные решения? Например, не тупо фиксировать наценку, а разработать систему льгот и преференций для тех, кто держит цены в рамках разумного. Или, скажем, усилить контроль за ценообразованием, чтобы у сетей не было соблазна накручивать сверх меры.
В общем, ситуация неоднозначная. С одной стороны — желание защитить потребителя, с другой — необходимость дать бизнесу возможность выжить. И вот как найти этот баланс — вопрос на миллион. Ясно одно: если депутаты перегнут палку, то хуже будет всем.
Поделиться
Поделиться






