Общество

Платные автодороги: скорость и комфорт за непомерную цену?

Платные дороги в России составляют примерно 1/10 от общей части автомобильных дорог. Принадлежат они по большей части частным лицам, которые сами устанавливают стоимость проезда для отдельного вида транспорта. В России платные дороги начали набирать популярность после 2010 года, тогда как в США или других странах так называемые «турнпайки» (местное название платных дорог) стали популярны еще в 90е. В основном в странах ближнего зарубежья платными делали проезд по мостам или тоннелям и взимали плату только с автобусов и грузовых машин. Тем не менее Российские платные дороги за такой короткий промежуток времени уже стали чуть ли не самыми дорогими в Мире.

Перед началом летних отпусков разбираемся в экономике путешествий по главной автомагистрали России. М-4 «Дон» — магистраль, связывающая Москву с югом России. Общая протяженность трассы, которая ведет от Москвы до Новороссийска, составляет 1542 километра. Длина участков, за проезд по которым нужно платить, составляет 1105 километров. Репутация дороги скорости и комфорта вроде бы подкрепляется качественным покрытием и развитой инфраструктурой. Но за это «удовольствие» приходится платить всё больше, что заставляет многих автомобилистов задумываться о целесообразности выбора платной трассы.

Поездка из Москвы в Краснодар на легковом автомобиле в будний день в 2025 году обойдется 5 в 4 610 рублей. В выходные дни цена вырастает до 5 620 рублей в одну сторону. Таким образом, поездка туда и обратно может стоить от 8000 до 11000 рублей — сумма, сопоставимая с половиной месячной зарплаты для многих семей. Два самых затратных отрезка на М-4: 636-741 и 741-893 километры пути. На них придется отдать более 500 руб. разом. С пятницы по воскресенье цена составит уже 570 руб.

А если ваш маршрут лежит дальше, например, до Новороссийска, добавьте еще 350 рублей за объезд Краснодара. Возникает резонный вопрос: а что насчёт бесплатных альтернатив? Маршруты через Воронеж, Задонск, Хлевное, Конь-Колодезь и другие города кажутся привлекательными с точки зрения экономии. Однако, сбереженные 2-3 тысячи рублей обернутся потерей времени — дорога займет на 2-3, а то и больше часов дольше. Качество дорожного покрытия на бесплатных трассах оставляет желать лучшего: ямы, узкие полосы движения, многочисленные светофоры и пробки в городах сводят на нет предполагаемую экономию. Более того, движение на таких дорогах затруднено большим количеством грузового транспорта и автомобилей местного значения, которые двигаются с низкой скоростью, что создает сложности с обгоном и увеличивает риск ДТП. Даже объездные пути через Елец или Становое не всегда являются выгодным вариантом: протяженность маршрута может быть не короче, а качество дорожного полотна часто хуже, чем на старых участках.

Рост цен на проезд по М-4 впечатляет. В 2015 году проезд до Воронежа стоил около 500 рублей, а сейчас — 1000-1500. Для владельцев грузовиков и микроавтобусов стоимость поездки до Краснодара может достигать 6000-12000 рублей. М-4 позиционируется как дорога с развитой инфраструктурой: площадки отдыха, заправки, кафе. На деле ситуация неоднозначна. Хотя площадки отдыха расположены примерно каждые 20-30 км, их чистота оставляет желать лучшего: туалеты часто грязные, мусор не убран. Цены в кафе и на заправках существенно выше средних: кофе может стоить 200 рублей, бутерброд — 300. Перекус для семьи с двумя детьми обойдется минимум в 1000 рублей. Ситуация с наличием шиномонтажных мастерских и автосервисов также неравномерна.

Так что выбор между М-4 и бесплатными альтернативами — это компромисс между скоростью, комфортом и стоимостью. Рост цен на проезд по платной трассе делает этот выбор всё более сложным. Необходимо взвесить все факторы: длительность поездки, стоимость топлива, расходы на питание, возможные риски на бесплатных дорогах, и только после этого принимать решение, которое наиболее выгодно именно для вас. Возможно, стоит рассмотреть варианты комбинированных маршрутов, используя платные участки там, где это оправдано, и выбирая бесплатные дороги на менее загруженных отрезках.

Что касается других платных трасс: проезд по трассе «Восток» (от Москвы до первого съезда на Казань) подорожал на 344 руб. — до 4825 руб. в одну сторону. До Казани дорога стоит 4 928 рублей. Проезд от Москвы до Санкт-Петербурга тоже подорожал: теперь за проезд участка от Солнечногорска попросят 3 550 рублей. Прокатиться в Великий Новгород из Москвы «туда и обратно» обойдется в 5 560 рублей. И это без учета отрезка от МКАД до Солнечногорска: решив объехать пробку на Ленинградке, можно прибавлять еще тысячу руб. в будни и 1,4 тыс. руб. с пятницы по воскресенье.

Список основных платных дорог в России:
М-1 «Беларусь»;
М-3 «Украина»;
М-4 «Дон»;
М-11 «Нева»;
М-12 «Восток»;
Московский скоростной диаметр (МСД);
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД «А-113»);
Западный скоростной диаметр (ЗСД);
Проспект Багратиона (СДКП — Северный дублер Кутузовского проспекта в Москве);
Северный обход Одинцова;
Псковские платные дороги;
Рязанский путепровод;
Платные мосты через реки Кама и Буй в Удмуртии;
Восточный выезд из Уфы.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»