Общество

ГАИ получит право аннулировать водительские права по медицинским показаниям?

Инициатива о лишении лиц старше определенного возраста уже поднималась, но не нашла поддержки ни в обществе, ни у экспертов. Многие парировали так: если вы хотите лишить права управления автотранспортом после 70 лет, то почему не ограничите с такого же возраста и пребывание в политике или просто на руководящих должностях? После этого тема как бы «сошла на нет». По вполне понятным любому неглупому россиянину причинам. Однако сегодня к вопросу ограничения на возможность быть водителем подошли с другой стороны.

На заседании думского комитета по транспорту 13 мая прозвучала новость, которую многие автовладельцы просто не заметили…а зря: ГАИ получит право аннулировать уже выданные водительские удостоверения, если по медицинским данным человек признан негодным к управлению. Так что возможно, уже с 2026 года — вождение автомобиля станет не только вопросом правил и ПДД, но и.… диагноза. И не только того, который вы знали.

Речь идёт о существенных изменениях в порядке выдачи и аннулирования водительских удостоверений, которые могут коренным образом изменить правила игры на дорогах уже с 2026 года. Суть изменений — в предоставлении ГАИ права аннулировать уже выданные водительские удостоверения на основании медицинских данных, свидетельствующих о негодности водителя к управлению транспортным средством.

До настоящего времени существовала система плановой медицинской комиссии раз в 10 лет. Логика была проста: раз человек получил права, значит, он считается годным к вождению. Однако МВД предложило иной подход, предполагающий досрочное аннулирование прав на основании информации о выявленных заболеваниях, независимо от того, где был поставлен диагноз — в государственной поликлинике, частной клинике или даже в ходе плановой диспансеризации.

«За 10 лет можно не только поменять машину, но и заработать хроническое заболевание, — объясняют инициаторы реформы. Некоторые из них несовместимы с безопасным вождением», — говорят сторонники инициативы.

Как будет работать система? Механизм предполагает следующий порядок действий: выявление заболевания: врач (терапевт, невролог, психиатр и др.) выявляет заболевание, являющееся противопоказанием к управлению транспортным средством (эпилепсия, шизофрения, тяжелые формы гипертонии, диабета, серьёзные неврологические патологии и другие, список таких заболеваний будет определен и уточнен законодательно), затем следует направление на внеочередную медкомиссию (в лицензированную клинику, аккредитованную Минздравом. Это крайне важный момент: самостоятельное обращение в произвольную клинику не будет иметь юридической силы), далее — подтверждение диагноза и передача информации В ГАИ и если диагноз подтверждается, то информация о негодности к управлению автомобилем автоматически передается в соответствующие базы данных Минздрава, а затем — беспрекословное и автоматическое аннулирование прав.
Важно отметить, что водителю предоставляется трехмесячный период, в течение которого он имеет право управлять автомобилем. Это время предназначено для прохождения повторного обследования и возможного обжалования решения. Что касается собственно переосвидетельствования: в течение этих самых трех месяцев водитель обязан пройти переосвидетельствование в лицензированной клинике.
Если диагноз не подтвердится, права будут восстановлены. Если заболевание подтвердится, но поддается лечению, после успешного курса лечения и предоставления соответствующих медицинских документов, права могут быть восстановлены.

Игнорирование запрета на управление автомобилем после аннулирования прав повлечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 5000 до 15000 рублей и потенциально лишение права управления транспортным средством на более длительный срок.

А если диагноз поставлен ошибочно? Что, увы, у нас не исключено! Кто и как будет защищать права водителя в случае конфликта между врачом и пациентом? Можно ли будет обжаловать решение ГАИ?

Не превратится ли это в инструмент давления, например, на таксистов или водителей с коммерческими правами? Ответы на эти вопросы пока туманны. Известно только одно: новые правила хотят ввести с 1 марта 2026 года, и уже сейчас идёт работа над поправками в два закона — «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных».

Конечно, в целом, предлагаемые изменения направлены на повышение безопасности дорожного движения. Однако, их реализация требует тщательной проработки во избежание возможных злоупотреблений и необходимо обеспечить прозрачность и доступность процедуры обжалования как диагноза, так и лишения водительских прав на его основе, для всех автовладельцев. А иначе может снова получится как в ставшем давно мемом высказывании одного политика: «хотели как лучше, а получилось — как всегда» …

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»