Господин газ
Практически треть бюджета России даёт нефтегазовый сектор экономики. Поэтому любые события, так или иначе связанные с ним, внимательно отслеживаются как нашими, так и мировыми аналитиками. Мы слишком заметная фигура на глобальном энергетическом рынке.
Естественно, новость о том, что Россия и Китай подписали некий «юридически обязывающий меморандум» о строительстве ещё одного газопровода в Поднебесную, взбудоражила экономические пикейные жилеты. Отреагировал рынок – акции «Газпрома» на Московской бирже поползли вверх на 1, 5%, но затем откатились вниз на 3, 1%. Выяснилось, что с подписанием меморандума не всё так однозначно.
Без цены
По итогам визита российской делегации в Пекин глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о подписании меморандума с китайской государственной компанией CNPC (China National Petroleum Corporation) по строительству нового газопровода «Сила Сибири – 2». Известно, что «нитка» будет рассчитана на 50 млрд кубов газа в год и пройдёт через территорию Монголии.
Миллер оценил проект как «самый капиталоёмкий газовый проект в мире». При этом мы знаем, что зачастую проекты «Газпрома», наоборот, становятся весьма дорогими. Вспомним хотя бы «Лахта-центр» и зарплаты футболистов «Зенита». Правда, как говорят в народе, «не всё то золото, что блестит».
В поисках дополнительных подробностей по условиям строительства и эксплуатации «Силы Сибири – 2» журналисты и эксперты принялись штудировать китайскую прессу. Но там не было ни словечка о каких-то обязательствах. Не указан был меморандум на сайте CNPC. И даже на официальном сайте Кремля, на котором был размещён перечень «Документы, подписанные в рамках официального визита Президента Российской Федерации В.В. Путина в Китайскую Народную Республику», о нём ничего не сообщалось.
Чуть позже наши официальные лица разъяснили, что стороны пока договорились только о двух позициях: маршруте и объёме прокачки. Кто будет финансировать строительство газопровода, которое ориентировочно оценивается от 13 до 34 млрд долларов? По какой цене и на каких условиях будут покупать газ наши китайские братья? Эти вопросы ещё придётся обсуждать. В общем, договорились договариваться.
Кстати, порядка 10 лет с момента озвучивания первых идей о строительстве «Силы Сибири – 2» разногласия по финансированию строительства и цене голубого топлива были ключевыми препятствиями для достижения полноценного соглашения.
Точно известно лишь то, что Китай согласился нарастить закупки газа, поставляемого по «Силе Сибири – 1», и того, что будет поставляться по будущему «Дальневосточному маршруту». Закупки вырастут с 38 млрд до 44 млрд кубометров и с 10 млрд до 12 млрд кубометров соответственно.
Средняя стоимость 1000 куб. м для Пекина в 2024 году оценивалась в 288 долларов. На 17, 7% дешевле, чем газ обошёлся немногочисленным оставшимся клиентам «Газпрома» в Европе, а в 2025 году, как ожидается, на 23, 2%. В 2025 году европейцы в среднем заплатят 340 долларов за 1000 куб. м российского трубопроводного газа, в 2026 и 2027 годах – в среднем 330 за тысячу кубов.
Кроме приличной скидки восточные маршруты пока не могут заменить европейские по объёмам закупок: в 2022 году Россия экспортировала в европейские страны 61, 3 млрд куб. м газа.
А у них в квартире газ. А у нас?
Сразу после визита в Китай большинство официальных лиц перелетело во Владивосток на Восточный экономический форум. И там, представьте, тоже заговорили о газе нашем насущном. Например, губернатор Хабаровского края господин Демешин заявил, что потребности только Хабаровского края в газе к 2028 году вырастут до 6, 5 млрд куб. м (в 2024-м они составляли 3, 1 куб. м), а к 2030 году – до 9 млрд куб. метров.
«Налицо дефицит. И на каждой встрече инвесторы поднимают вопрос – отказ в техприсоединении по газу. Ну какой инвестклимат, если мы не даём им техприсоединения и уверенности в этом. Поэтому нужны конкретные решения», – подчеркнул Демешин. Губернатор добавил, что надеется на завершение в 2026 году строительства газопровода-перемычки Белогорск – Хабаровск (соединит магистральные газопроводы «Сила Сибири» и «Сахалин – Хабаровск – Владивосток») и ускорение запуска Южно-Киринского месторождения на Сахалине.
Однако на фоне новостей об увеличении прокачки газа в Китай по уже работающей «Силе Сибири – 1» и строящемуся «Дальневосточному маршруту» ситуация выглядит неоднозначно.
Остаётся фактом, что «углеводородная житница», которая принесла России сотни миллиардов, триллионы долларов – самая малогазифицированная часть большой страны. Уровень газификации в европейской части достигает 80–86%, а в Сибири и на Дальнем Востоке – лишь около 24–25%. Негазифицированные регионы сосредоточены на Дальнем Востоке и в Сибири; там же расположены регионы с отсутствующей сетевой газификацией, такие как Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, Магаданская область и Еврейская АО.
Отметим, что в Китай мы поставляем и будем отправлять невозобновляемое сырьё первого передела. При цене поставок 220–240 долларов (за 1000 куб. м) 50 запланированных миллиардов кубов экспорта принесут стране в год примерно 12–12, 5 млрд долларов. В более привычных нам тоннах это будет примерно 35–40 млн тонн (плотность газа 0, 7–1 кг за куб), или 300 долларов за тонну.
Взамен придут автомобили. В 2024 году привезли около 1, 1 млн штук на сумму 21 млрд долларов. При среднем весе машины в 1500 кг тонна входящей продукции стоит 12 500–12 700 долларов. Это уже конечный продукт потребления пятого передела. Разница по стоимости в 40 раз. И вся она основана на нашем газе: сначала газохимия, из неё – пластики, из пластиков – интерьеры авто. Газом отапливают сборочные цеха и вырабатывают электричество для высококачественных сборочных линий, на которых и собирают автомобили для нашего (и не только нашего) рынка. Вся добавленная стоимость, вся разница в цене между 300 долларами и 12 500 остаётся в Китае.
Турецкие приключения российского газа
Интересные газовые новости пришли из Турции, где «Росатом» строит АЭС «Аккую». Сам президент Эрдоган на полях саммита ШОС в Китае рассказал, что Москва и Анкара наконец-то смогли разрешить проблему с финансированием достройки АЭС. Дело в том, что в 2024 году США заморозили два миллиарда долларов платежей Турции за «Аккую», мол, они могли использоваться для обхода санкций против Центрального банка России.
Грозил международный скандал, но вновь, как всегда, выручил господин российский газ! Турция – один из крупнейших его мировых импортёров, занимает почётное третье место после ЕС и Китая. В 2024 году Турция закупила у «Газпрома» 21 млрд кубометров газа из 81 млрд кубов, которые мы экспортируем в дальнее зарубежье. В первую половину этого года экспорт в Турцию по газопроводам «Голубой поток» и «Турецкий поток» вообще вырос на 27% от 6 месяцев 2024 года, составив 11 млрд кубометров. В среднем Анкара платила России от 300 до 800 млн евро в месяц за газ в зависимости от потребления.
Теперь же, как заявил турецкий президент, для финансирования достройки АЭС будут использоваться контрактные платежи турецкой Botas – государственного импортёра, у которого с «Газпромом» действуют два долгосрочных контракта на покупку нескольких десятков миллиардов кубометров российского газа.
Тем временем, согласно публичным отчётам, за первое полугодие 2025-го «Газпром» получил 983 млрд рублей прибыли против 1 трлн рублей годом ранее. Общая выручка холдинга снизилась на 2%, до 4, 99 триллиона. В 2021 году чистая прибыль «национального достояния» оценивалась в 2, 68 трлн рублей.
Поделиться
Поделиться