Искусство выживать: экс-профессор Института народов Севера РГПУ обвинила свое бывшее руководство в организации травли
Бывшая профессор кафедры этнокультурологии Лариса Васильевна Санжеева, с которой Институт народов Севера (ИНС) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге (РГПУ) отказался заключать контракт, обвиняет администрацию института и экс-коллег по кафедре в том, что они устроили ей психологическую травлю. Она заявляет, что ей создавали препятствия в работе, совершая манипуляции с рабочей документацией, и публично оскорбили обвинениями в непрофессионализме. Руководство РГПУ в этой ситуации не встало на ее сторону. Ученый второй год обивает пороги госорганов в попытках «добиться справедливости». Однако пока Минпросвет и правоохранительные структуры считают, что данных для реагирования на ситуацию недостаточно.
Не взирая на заслуги…
Доктор наук Лариса Санжеева работала на кафедре этнокультурологии Института народов Севера РГПУ на профессорской должности с 2018 года. Кроме обучения студентов, она занималась исследовательской деятельностью. За это время опубликовала 40 собственных научных работ, среди которых 3 монографии, 18 ВАКовских статей, 15 статей конференций, 4 учебных издания. Также она имеет благодарности не только от РГПУ, но и от других учебных учреждений, в частности, Краснодарского института культуры, а также от Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге.
В своих жалобах, с которыми Лариса Санжеева обратилась практически во все компетентные органы в сфере образования и в правоохранительные структуры, она заявляет, что после того, как подала документы на звание профессора, администрация вуза начала в отношении нее психологическую травлю. Вуз не стал продлевать с ней контракт, и это решение, как она пишет, сопровождалось «публичными оскорблениями» со стороны коллег.
Восприняла как оскорбление
В частности, Лариса Санжеева отмечает, что она опубликовала учебно-методическое пособие по истории и теории искусства и художественной культуры, рекомендованное кафедрой с рецензией заведующего. Однако впоследствии ей было поставлено в упрек то, что пособие вышло без ведома кафедры и без рецензии. Культуролог заявляет, что имеет согласующие документы, однако из дел кафедры они исчезли. За второе опубликованное пособие, по словам педагога, она была публично обвинена завкафедрой в безграмотности, что доктор культурологии восприняла как оскорбление.
Также Лариса Санжеева утверждает, что из электронного сервиса института начала удаляться ее служебная информация, лекции по читаемым ею курсам были перенесены в закрытый формат, исчезли видеолекции, взломана электронная почта. Помимо этого, в ее заявлениях говорится, что ей постоянно меняли учебный план, забирали академические часы.
Она уточняет, что ряд сотрудников вуза обращались к ректору университета, пытаясь рассказать о проблемах института, в том числе связанных с организацией психологической травли преподавателей администрацией института, однако это не дало эффекта. Доктор культурологии пишет, что есть другие преподаватели, подвергшиеся преследованиям, которым пришлось покинуть институт под давлением.
Лариса Санжеева квалифицирует созданное в вузе отношение к ней как организованную дискредитацию ее работы, сопряженную с публичными необоснованными обвинениями и оскорблениями. Выживать в такой атмосфере ей удавалось около двух лет. Однако в итоге ситуация завершилась срывом рассмотрения вопроса о присвоении ей профессорского звания и отказом от продления трудового контракта. Описанное ею поведение руководства вуза она называет аморальным и требует привлечения его к ответственности.
Ведомства нарушений «не усматривают»
Сейчас Лариса Санжеева находится на пенсии. Она ухаживает за больной матерью и очень скучает по своей работе и по студентам.
Жалобы ученой, направленные в ряд инстанций, остались без результата. Минпросвещения, Рособрнадзору, прокуратуре, полиции и ФСБ оказалось недостаточно доказательств для того, чтобы сделать выводы о травле педагога. Однако Лариса Санжеева не намерена отказываться от того, чтобы «добиться справедливости» и «защитить свои честь и достоинство, а также имя от оскорблений».
К сожалению, этому конфликту не суждено завершиться в ближайшее время, хотя в подобном учебном заведении, одной из целей существования которого является поддержание мира и толерантности между десятками народов, населяющих нашу страну, он не должен был произойти вовсе.
Не исключено, что доктору культурологии так и не удастся доказать свою правду на чужом поле — на поле закона. Возможно даже (и редакция этого не исключает), что она действует не как опытный юрист, и возможно, ей следовало бы отстаивать свои права в суде или обратиться к адвокату. Возможно, в этой «битве» крупный вуз и бюрократическая система одержат верх над женщиной. Но станет ли наша страна лучше при еще одном обиженном на нее гражданине, считающим себя униженным и оскорбленным?
Поделиться
Поделиться