Как будет выглядеть американский истребитель 6-го поколения
Президент США Трамп взял себе принцип «ни дня без сенсации», настоящей или выдуманной. Ему он следовал, когда объявил на днях о скором якобы создании нового самолёта – истребителя F-47. При этом он всё же сообщил некоторые сенсационные детали.
47-й истребитель в честь 47-го президента
Трамп устроил брифинг в Овальном кабинете Белого дома, где сообщил примерно следующее (это краткий пересказ, а не точная цитата): «Первый в мире истребитель 6-го поколения будет называться F-47, он обязательно будет доминировать в воздухе, и обеспечено это будет компанией Boeing. Экспериментальный F-47 летает уже пять лет и превосходит все остальные самолёты. Мы не можем назвать вам цену, но она всё равно низкая для таких возможностей самолёта. F-47 будет летать с большим количеством беспилотников. Он не будет летать в одиночку. Ни один другой самолёт не может летать с беспилотниками. Возможно, мы будем продавать урезанные версии F-47 союзникам США».
А что же по сути? Трамп просто официально объявил о принятом решении заключить контракт на разработку истребителя 6-го поколения по программе NGAD (Next Generation Air Dominаnсе – «господство в воздухе нового поколения») с корпорацией Boeing, сразу обозначив наименование будущего самолёта. Затем ВВС США впервые показали два 3D-рендера будущего истребителя. Они весьма смутные, но некие детали всё же были видны. Насколько уж они соответствуют тому, что сейчас видят конструкторы, – неизвестно. У нас бы и такого не показали, при нашей секретности. Хотя примерный облик будущего Т-50 (Су-57) в своё время засветили в виде модели в кабинете генерального конструктора, но никто тогда не поверил, что это и есть новый самолёт.
По поводу индекса истребителя все сразу стали связывать номер 47 с порядковым номером самого Трампа у власти в эту каденцию. Но, как заявил начштаба ВВС США генерал Дэвид Олвин, выбор номера был не только по этой причине. Хотя он и отметил, что таким образом ВВС признали «решающую поддержку 47-м президентом США программы разработки первого в мире истребителя 6‑го поколения». В общем, личная заслуга Леонида Ильича в восходе солнца не подлежит сомнению. Также Олвин связал индекс с 1947 г. – тогда были созданы ВВС США вместо «Армейского авиационного корпуса», и с истребителем Р-47 Thunderbolt, точнее, скорее истребителем-бомбардировщиком.
Почему «Боинг»?
Предварительные научно-исследовательские работы и прочие изыскания по теме NGAD США ведут более 10 лет. Как сообщается, Boeing был не просто так выбран. Свои предложения и эскизные проекты представляли Lockheed Martin, Boeing и Northrop Grumman. Сейчас у всех трёх авиакорпораций есть свои куски военного авиационного пирога. «Локхид-Мартин» выпускала единственный американский самолёт 5-го поколения F-22A. А сейчас выпускает многострадальный, но крупносерийный F-35, который, правда, в 5-е поколение заявлен, да только почти ни каким требованиям к нему не отвечает. Даже малозаметность у него вышла так себе. А ещё «Локхид-Мартин» выпускает F-16V – не так давно вновь открыли линию по его производству, есть спрос за рубежом. «Нортроп Грумман» не самыми честными методами отжали себе контракт по новой лёгкой МБР «Сентинел» и испытывают новый тяжёлый бомбардировщик В-21. Поэтому эта компания сама в итоге из темы NGAD вышла.
А вот «Боинг», хоть и возобновил выпуск глубоко модернизированного F-15EX для ВВС Нацгвардии США и выпускает F/A-18E/F для флота, но дела у них идут сейчас не очень. Так что NGAD может стать палочкой-выручалочкой. Ничего удивительного, что именно эту компанию «непредвзято» и выбрали. Никаких конкурсов с испытаниями опытных демонстраторов технологии и прототипов не было – выбрали на куда более раннем этапе проектирования, сославшись на возросшую цену разработки.
Обещания
Кстати, цену F-47 обещают ниже, чем F-22A, которого он заменит, будучи выпущен числом сотни полторы-две штук. То есть он будет стоить миллионов 300. Но все знают цену предварительных обещаний низкой цены в американских и вообще западных оружейных программах. У нас, кстати, тоже такое бывает, но в меньших масштабах наглости. О реальном облике и возможностях NGAD F-47, к сожалению, рассказать почти нечего – уровень секретности пока слишком высокий. Олвин заявил, что F-47 «будет дешевле» F-22А, но будет «иметь значительно больше перегоночную дальность и боевой радиус», будет «более малозаметен и более адаптивен к будущим угрозам».
Многие в мире удивились заявлению Трампа о том, что «никакой другой самолёт не может летать с беспилотниками», а F-47 сможет. Программы по созданию так называемых «верных ведомых» (БПЛА непосредственного сопровождения истребителя, способные вести разведку, прикрывать помехами и поражать цели) в мире сейчас ведутся в целом ряде стран. Этим даже в Индии занимаются.
Но больше всего удивились в ОАК и в ОКБ им. Сухого. Ведь у нас не просто истребитель Су-57 летает с ударным тяжёлым БПЛА (самым тяжёлым и могущественным в мире) «Охотник». Он с ним давно уже вместе воюет. «Охотники» и сами по себе применяются на Украине с 2022 года. Это самолёты опытной и предсерийной партий, конечно. Даже один «Охотник» был потерян – вышел из строя или из-под контроля, и Су-57 его сбил. Это попало на видео. Место падения, к сожалению, оказалось за линией фронта. На этом месте было уничтожено немало украинцев, желающих принести в клювике секреты самого мощного БПЛА-невидимки панам из США. Место падения плотно обработали артиллерией и ракетами. В общем, пока Трамп мечтает о беспилотных напарниках истребителей, в России они давно денацифицируют Украину.
Вероятный облик
Из того, что известно, можно сделать такие выводы. Машина будет иметь интегральную компоновку. То есть фюзеляж будет так же создавать подъёмную силу, как на наших МиГ-29 и Су-27 ещё 4-го поколения и на машинах поколений 4+ и 4++ типа Су-35С и на Су-57. Только там фюзеляж будет практически полностью интегрирован с крылом. Вероятно, аэродинамическая схема машины – «утка», с передним поворотным горизонтальным оперением, что странно. Учитывая то, что передние такие поверхности повышают эффективную площадь рассеивания (ЭПР) самолёта, то есть его заметность.
У нас тот же великий Михаил Симонов очень любил схему «интегральный триплан», реализованную ещё на Су-33, но при создании Су-35С именно по причине ЭПР в итоге отказались от цельноповоротного переднего горизонтального оперения (ЦПГО). Просто сверхманевренность Су-35С уже обеспечивалась прекрасно и без ЦПГО, чего на изначальном Су-35 начала 90-х не удавалось сделать. А на Су-57 ЦПГО «вросли» в крыло, став ПЧН – поворотная часть наплыва крыла. Так и на ЭПР нет влияния, и маневренность и управляемость превосходная. Но американцы явно опять решили, что «маневренность и сверхманевренность истребителю не нужны, а ближних воздушных боёв больше не будет».
Хотя очередные похороны ближнего боя сами «похоронены» в небе над Украиной. Там, несмотря на подавляющее превосходство наших машин в дальности обнаружения и поражения над любыми другими (и появись там хоть F-22A – ничего не изменится), до ближних боёв дело доходило не раз, пока самолётов у Украины ещё было более-менее много. Но ни одной воздушной победы украинские «литаки» не одержали до сих пор, кроме как над БПЛА.
Двигатели для NGAD F-47 создаются по другой программе – NGAP (Next Generation Adaptive Propulsion – «адаптивные двигатели нового поколения»). Участвуют в ней два монстра американского двигателестроения – «Пратт-Уитни» с экспериментальным двигателем ХА‑103 и «Дженерал Электрик Аэроспейс» с ХА‑102. Оба двигателя – турбореактивные форсажные трёхконтурные. То есть у них в отличие от нынешних есть «горячий» контур, где сжигается топливо, «холодный», но есть ещё и третий. Они выполнены по так называемой адаптивной схеме, то есть двигатель на разных скоростных режимах несколько меняет конструкцию. Такие предполагались ещё на 5-е поколение американцами, но тогда ничего создать не удалось. Об изменяемом (отклоняемом) векторе тяги не сообщается. Но утверждается достижение на 20% меньшего расхода в крейсерских режимах полёта. Кстати, так называемый «крейсерский бесфорсажный сверхзвук», который достигнут на F-22A, Су‑57 и даже при определённых условиях на Су‑35С, для NGAD не упоминается.
Вообще, пока это больше облик не истребителя, а ударной машины. Не очень управляемой, маневренной, зато экономичной и малозаметной. Но пока рано делать выводы. Утверждается, что задел по теме и современные методы проектирования позволят выйти на испытания первого прототипа ещё в пределах этого срока Дональда Трампа. Но это всегда так утверждается. А сколько времени займёт реально, сколько будет стоить и как характеристики машины в реальности будут отличаться от технического задания – пока никто не знает. И сколько времени прототипы будут доводить до ума. Учитывая эпопею с F-35 – может, и очень долго.
Чем ответит Россия на такой вызов? Чем может ответить Китай? «АН» попробуют об этом рассказать в ближайших публикациях.
Поделиться
Поделиться