История

Как Крещение Руси перевернуло похоронные традиции: от костров до гробов

До 988 года смерть на Руси воспринимали как путешествие в Навь — потусторонний мир. Умерших сжигали в ладьях вместе с оружием, конями и даже добровольными жертвами — женами или слугами. Пепел помещали в урны или курганы, а над могилой ставили «столпы» — деревянные домики для душ. Славяне верили в реинкарнацию или переселение в Ирий, который считался раем, где душам нужны были привычные вещи, чтобы продолжить существование в ином мире.

Всё изменило принятие христианства. С Крещением Руси началась трансформация не только вероисповедания, но и отношения к смерти, погребальным обрядам и загробной жизни.

Тела стали хоронить в гробах — не из соображений гигиены, а как символ «временного сна». Усопшего укладывали лицом к востоку, в ожидании Второго пришествия Христа и всеобщего воскресения мёртвых. Деревянный ящик называли «домовиной» — это было отголоском дохристианских традиций, когда над могилами ставили домики для душ, но теперь они сопровождались крестом и молитвами.

Исчезли языческие тризны с жертвоприношениями. Вместо воинственных игр и пиршеств на могиле появились церковные обряды — отпевание и панихиды. Церковь запрещала бурные проявления скорби, считая плач проявлением отчаяния и недоверия к божественному промыслу. Однако в деревнях традиции сохранялись: тайно приглашали плакальщиц, которые громко причитали, чтобы «выгнать смерть слезами» и облегчить переход души.

Остались и ритуалы, направленные на защиту от «ходячих покойников». Даже после принятия христианства люди закрывали зеркала, чтобы душа умершего не увлекла за собой живых. Еловые ветки разбрасывали у могилы, чтобы умерший «заблудился» и не вернулся. Гроб трижды крутили на перекрёстках, чтобы запутать след и не дать душе найти дорогу назад.

Существуют и малоизвестные детали. Например, гробы часто делали без гвоздей — дерево скрепляли льняными верёвками, чтобы «не мучить тело» умершего. До XIII века в могилы клали монеты, что было пережитком языческой традиции — «платы за перевоз через реку в загробный мир». Церковь боролась с этим обычаем, напоминая, что на том свете нужны не деньги, а молитвы живых.

Зимой, когда земля промерзала, покойников не хоронили месяцами. Их хранили в холодных помещениях церквей или в специально выдолбленных ледяных пещерах, чтобы тело не разлагалось.

Философия смерти кардинально изменилась. Если раньше смерть воспринималась как переход в мрачный и неопределённый мир Нави, то после Крещения она стала рассматриваться как «сновидение» перед вечной жизнью. Отсюда пошли слова «усопший» — то есть уснувший, и «покойный» — тот, кто обрёл мир в ожидании воскресения.

Языческие отголоски сохранились и в новых формах. Например, кутья на поминках изначально была языческим подношением духам — требой. В христианстве её смысл изменился: теперь она символизирует веру в воскрешение души, как зерно, брошенное в землю, чтобы прорасти.

Даже спустя тысячу лет в современных похоронных обрядах чувствуется сочетание церковной веры и народных суеверий. Как говорили в старину: «Мёртвых хоронят по вере живых».

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»