Общество

Как таксомотор «обруливает» «неудобный» закон. Скоро вообще на улицах такси с «шашечками» не увидим?

Рынок пассажирских перевозок переживает трансформацию, и не всегда эта трансформация происходит в рамках закона. Смена модели бизнеса агрегаторами, переход от классического «такси» к «сервису аренды автомобиля с водителем», порождает обширные лазейки в законодательстве, которые активно эксплуатируются.

Сервисам аренды машин с водителем» не придется тратиться на медицинские и технические осмотры, а также соблюдать новый закон о локализации автомобилей. Это позволит бизнесу сократить расходы на обновление таксопарка. Высокие затраты на лицензирование, техническое обслуживание, страхование и соблюдение новых законов, таких как локализация автопарка, делают официальную работу в такси невыгодной для многих предпринимателей. Почти никто из владельцев таксопарков не может платить ставку лизинга в 30%. Высокие ставки лизинга заставляют их эксплуатировать автомобили до предела износа, что, в свою очередь, повышает риски для пассажиров.

Многие уже сдирают «шашечки» с бортов, аннулируют официальные разрешения в реестре такси и работают через телеграм-чаты «в серую». Скоро вообще на улицах такси с шашечками не увидим? Уже сегодня достаточно отъехать буквально на 40-50 километров от МКАД — и уже в Московской области вы, выйдя с электрички на вокзал, увидите ряд стоящих не брендированных «нетакси», хотя они вроде бы и такси. Если вы отъедите от Москвы на 100 километров, там уже 80% будет именно таксистов в «серой» зоне. Полностью легальных так называемых такси, которые получили разрешение на автомобиль, на этот вид деятельности, добавились во все реестры, останется от региона к региону в разном процентном соотношении — где-то 20%, где-то 15%

«Известия» уже писали о подобной тенденции, и мы углубимся в эту проблему, рассмотрев её с разных сторон. Суть схемы проста: вместо работы с официальными таксистами, агрегаторы сотрудничают с частными лицами, предоставляющими свои автомобили и услуги вождения. Формально, это не такси. Водитель — частное лицо, оказывающее услугу аренды машины с водителем. Отсутствует необходимость в путевых листах, медицинских осмотрах, специальных страховках для такси, жестких требованиях к техническому состоянию и локализации автомобиля. Даже отсутствие «шашечек» не является нарушением. В регионах это водителей не пугает. Водители на собственных машинах не считаются таксистами. Если их «поймают» во время работы без разрешения, то штраф будет всего от 500 рублей до 2 тыс. Для сравнения: таксистов даже при наличии разрешения за отсутствие необходимых медосмотров оштрафуют на 30-50 тыс.

На первый взгляд, это выгодно всем: агрегаторы снижают расходы, водители — налоговую нагрузку и затраты на соответствие строгим нормативам такси. Однако, подобный подход создает серьезные риски как для пассажиров, так и для государства.
Риски для пассажиров. Прежде всего — безопасность. Пассажиры, пользующиеся услугами «серых» такси, лишены основных гарантий безопасности. Отсутствие обязательных медицинских осмотров водителей повышает вероятность того, что за руль сядет человек с проблемами со здоровьем, что представляет прямую угрозу безопасности пассажиров. В случае ДТП ответственность страховой компании может быть ограничена, если водитель не имеет соответствующей страховки для пассажирских перевозок. Получить компенсацию за ущерб может стать существенно сложнее.

Далее — качество обслуживания. Отсутствие контроля за состоянием автомобилей и квалификацией водителей может привести к низкому уровню комфорта и безопасности поездки. Риск попасть в ДТП на технически неисправном «как бы такси».
Риски для государства. Здесь первое — потеря налоговых поступлений. «Серые» перевозки лишают государство значительных налоговых доходов, которые поступают от легальных таксистов.

Удар по легальному бизнесу — неравные условия конкуренции. Легальные таксопарки, соблюдающие все требования закона, оказываются в невыгодном положении по сравнению с компаниями, использующими модель аренды авто с водителем. Это приводит к недобросовестной конкуренции и угрожает устойчивости рынка.

Переход на модель «аренды авто с водителем» — это не просто изменение бизнес-модели, а попытка обхода действующего законодательства. Столкнувшись со сложным законом и жесткими требованиями по функционированию таксомотора, такси «обрулило» его и намерено двигаться дальше. Только вот в какую сторону? Назад, к временам «бомбил», подбирающих пассажиров «с бордюра»?

Рынок пассажирских перевозок, таким образом, расщепляется на две резко контрастные реальности. Официальная, с ее растущими требованиями к безопасности, экологичности и прозрачности, и неофициальная, живущая по своим правилам, где выгода ценится выше закона. Эта серая зона, разрастающаяся по мере ужесточения регуляции в крупных городах, представляет собой сложную экосистему, где взаимодействуют нелегальные перевозчики, клиенты, ищущие более дешевые варианты, и некоторые «серые» промежуточные звенья, например, группы в мессенджерах, функционирующие как диспетчерские службы без лицензий.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»