Китай восстанавливает численность флота XVII века
Власти США до сих пор утверждают, что американская экономика самая большая в мире. Однако появляется всё больше свидетельств обратного. Согласно последней статистике, в прошлом году американцы смогли построить менее 10 кораблей, а Китай – более 1000. Разница просто огромная, и поверить в такие цифры многим людям в мире тяжело. Но, имея такую статистику, говорить о каком-то американском экономическом лидерстве уже невозможно. При этом, как признают даже в Вашингтоне, попытка правительства США задушить судостроительную промышленность Китая провалилась.
За последние десятилетия Китай стал крупнейшей судостроительной державой в мире. Причём на его огромных верфях строятся как коммерческие, так и военные корабли. На днях прогресс, достигнутый китайцами в области авианосцев, удивил даже американских военных. В то же время в финансовом плане ВМС США на 2025 год говорится, что американская коммерческая судостроительная отрасль практически «полностью развалена». Поэтому Пентагон предлагает разработать долгосрочный план по её восстановлению для поддержки строительства военных кораблей.
Для начала администрация Дональда Трампа, недолго думая, по привычке решила ввести санкции против китайской судостроительной промышленности. Проще говоря, Белый дом дал команду душить флот Поднебесной изо всех сил. Ни о какой честной конкуренции американцы давно не помышляют, их главная цель – победить любым способом. Но, похоже, век Америки действительно заканчивается. Выяснилось, что хотя репрессии Трампа против китайской судостроительной промышленности очень амбициозны, но в конце концов на них мало кто реагирует.
Согласно последним сообщениям американских аналитических центров, несмотря на введение США так называемых портовых «сборов за услуги» с китайских судов, для того чтобы ограничить доминирование КНР на море, мировые судоходные компании продолжили активно заказывать торговые суда на китайских верфях. За первые восемь месяцев этого года они получили 53% мировых заказов на судостроение по тоннажу.
Более того, этот процент остался таким же, как и за весь 2023 год, в котором США ещё не начали вводить эти самые портовые «сборы за услуги» для кораблей, построенных в Китае. То есть мировые судоходные компании продолжают вести бизнес в обычном режиме, как будто Трампа и Соединённых Штатов вообще нет.
Впрочем, эти американские ограничения являются лишь частью более масштабных усилий Трампа по оживлению судостроительной отрасли США и ослаблению растущей морской мощи Китая. Возможно, какой-то эффект от них в конце концов всё же будет. Но, как признают американские аналитики, догнать китайские верфи, поддерживаемые всей мощью государства, будет непросто – слишком сильно уже отстала Америка. Военные и отраслевые аналитики утверждают, что в прошлом году на верфях США было построено менее 10 торговых судов, в то время как Китай построил более 1000.
К тому же, по мнению экономистов, политика администрации Трампа против КНР поставила судоходную отрасль мира перед сложным выбором: либо исключить построенные в Китае суда из состава флота, либо нести резко растущие издержки. Проще говоря, американские корабли будут значительно дороже, чем китайские. Фактически никакого экономического смысла переходить на них нет, даже при ужесточении санкций Вашингтоном. Поэтому портовые сборы не станут препятствием для судовладельцев, желающих заказывать больше новых судов в Поднебесной.
Более того, американцы просто физически не могут нарастить строительство кораблей хотя бы до 200 в год, что означает немыслимый 20-кратный рост. За океаном не хватает рабочей силы. Американские судостроители испытывают трудности с набором и удержанием персонала, особенно рабочих, которые обладают необходимыми навыками. Делать ставку на иммигрантов уже невозможно.
Когда-то у Америки были крупнейшие в мире судостроительные верфи, которые в огромной степени и сделали эту страну мировым лидером. Сейчас от них остались лишь старые фотографии, которые любят рассматривать историки, изучающие Вторую мировую войну. С тех пор прошло более 80 лет – сейчас Азия стала тем местом, где рождается большая часть мирового флота. Это Китай, Южная Корея, Япония и… Россия. Американцам тяжело признать своё поражение, но переломить тренд они уже вряд ли смогут.
Поделиться
Поделиться