Общество

Китайский авиапром будет учиться у России

На этой неделе, а точнее 25 апреля, должен состояться первый полёт полностью импортозамещённого пассажирского лайнера «Суперджет SJ-100». С российскими двигателями ПД-8, отечественными системами и агрегатами. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Антон Алиханов во время посещения «ОДК-Сатурн» в Рыбинске 18 апреля. Это будет третий самолёт, участвующий в лётных испытаниях. Первые два уже летают, но в «усечённых» вариантах – на одном борту полностью импортозаместили системы, радиоэлектронное оборудование и агрегаты, но оставили французско-российские двигатели SaM-146. Сделали так для как можно более быстрого начала испытаний систем самолёта, движки ПД-8 были ещё не готовы к полётам в составе лайнера. На следующем самолёте, наоборот, установили отечественные силовые установки, но оборудование и системы самолёта остались импортными.


Декабрь покажет…

Так что именно этот, третий борт SJ‑100, должен окончательно соответствовать серийной продукции авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Ему и лётчикам-испытателям предстоит поставить точку в долгой дороге «Суперджета» к российскому облику. По словам Алиханова, испытания лайнера и его сертификация должны завершиться до конца года, а поставки SJ‑100 заказчикам Минпромторг ожидает с начала 2026 года.

Вот как отвечает на вопрос, что такое сертификация в авиации, Алексей Рогозин. В 2017–2019 гг. он являлся вице-президентом ОАК по транспортной авиации, генеральным директором Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина и знает, что говорит. Сертификация в авиации – это общественный контракт на безопасность, пишет он в своём Telegram-канале. Любой самолёт, вертолёт или тяжёлый беспилотник содержит тысячи критически важных элементов, и каждая ошибка здесь оплачивается не деньгами, а жизнями или материальным ущербом. Государство выступает гарантом того, что конструкция выдержит расчётные нагрузки, двигатели не откажут в полёте, а системы управления не «зависнут» в грозе. Чтобы дать такую гарантию, регулятор заставляет разработчика пройти длинную цепочку испытаний, проверок и расчётов, подтверждённых независимой экспертизой. Формальный результат называется «сертификат типа» (или одобрение для комплектующих), но, по сути, это общественное – «да, мы доверяем».

Но мало самолёт сертифицировать, надо ещё и понимать, сколько их требуется «в штуках». Председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов направил обращение вице-премьеру РФ Виталию Савельеву, в котором просит предоставить данные о потребностях регионов и авиакомпаний в российских самолётах. Копия документа есть в распоряжении ТАСС. Сенатор отметил, что стратегической задачей авиатранспортной отрасли РФ является ускоренный переход на отечественную авиационную технику.

Но тут возникает ощущение, что авиакомпании не спешат заключать твёрдые контракты на приобретение отечественных самолётов. Явно выжидают, чтобы посмотреть, что у нашей авиапромышленности получится на выходе. Или надеются на снятие санкций и возрождение старых схем поставок «иномарок» в Россию? Вот на что в первую очередь обращает внимание вице-премьера Савельева сенатор: «Ввиду ряда причин уровень заключения контрактов на поставку российских самолётов крайне низкий. Прошу сообщить о мерах, предпринимаемых в целях обеспечения ускорения серийного производства российских самолётов, заключения контрактов на их приобретение. Также прошу дать поручение уполномоченным лицам предоставить в комитет по экономической политике информацию о потребностях регионов и авиакомпаний в самолётах, указанных выше, а также о проводимой работе по изменению действующего законодательства в целях снятия излишних запретов для развития малой авиации», – написал Кутепов в обращении.

Глава комитета привёл данные Минпромторга РФ, согласно которым за период с 2012 по 2021 год на российское гражданское самолётостроение было потрачено из бюджета не менее 336, 8 млрд рублей.

«Общая стоимость программы МС-21 до 2025 года оценена в 437, 4 млрд рублей. Более 50 млрд рублей вложено в импортозамещение Sukhoi Superjet. В высокой степени готовности находятся самолёты Ил-114-300, Sukhoi Superjet. Ведётся работа с самолётами Ту-214, МС-21, ЛМС‑901 «Байкал», ТВРС-44 «Ладога», ЛМС-192 «Освей», – добавил Кутепов.

Стоит отметить – почти полтриллиона рублей вкладываются только в МС-21, а самолёт не будет востребован? Не верится. Тут, даже если отменят санкции, государство обязано защитить собственную авиационную промышленность заградительными барьерами и пошлинами. И вернуть себе статус великой авиационной державы, а без развитого гражданского авиастроения эта задача невыполнима.

И ещё одно наблюдение. 17 апреля РИА «Новости» сообщают: плановый срок получения сертификата типа на импортозамещённый самолёт SSJ New с двигателем ПД-8 – декабрь 2025 года, для этого прикладываются все усилия, сообщил Минтранс РФ. Но ранее, и тоже 17 апреля, заместитель директора департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Андрей Иванов на заседании в Совете Федерации, заявил, что сертификация импортозамещённого SSJ New сдвигается на март 2026 года из-за задержки сертификации двигателя ПД-8. Это сообщило агентство «ПРАЙМ».

Тут же «Ростех» объявил, что самолёт будет сертифицирован в срок, его поставки авиакомпаниям запланированы в 2026 году, а сертификация двигателя ПД-8 ожидается осенью 2025 года.

«Плановый срок получения сертификата типа на импортозамещённый самолёт SSJ New с отечественным двигателем ПД‑8 – декабрь 2025 года. Иные озвучиваемые в публичном поле даты могут касаться сроков, учитывающих в себе возможные риски», – сказано в сообщении.

«Росавиация, разработчик самолёта и другие участники процесса сертификации прикладывают все усилия для соблюдения планового срока получения сертификата типа на самолёт», – добавили в Минтрансе.

В авиастроении сдвиг сроков вправо дело известное, ничего необычного в этом нет. Это скорее норма. Новый самолёт всегда рождается с задержками, и у западных авиастроительных концернов в том числе. Другое дело, насколько велики эти самые сдвиги вправо. А вот то, что действующие лица противоречат друг другу – выглядит по меньшей мере странно. Так что ждём декабря 2025-го.

Boeing соткан из противоречий

То, что сегодня происходит в авиационной отрасли, иначе как сумасшедшим домом назвать трудно. Известно, что наши авиакомпании мучаются из-за невозможности напрямую приобретать запасные части к самолётам западного производства. Трудности «героически» преодолеваются, лайнеры летают.

А вот китайские власти ударили по своим! Трамп против Си, или Китай против США. Китай приказал своим авиакомпаниям прекратить приобретение самолётов Boeing, закупки авиационного оборудования и запчастей у американских компаний, сообщает агентство Bloomberg. По словам источников, Пекин приказал своим авиакомпаниям не принимать дальнейшие поставки самолётов Boeing в рамках ответной торговой войны, в ходе которой президент США Дональд Трамп ввёл пошлины на китайские товары в размере до 145%.

Приказ был отдан уже после того, как Китай обнародовал ответные пошлины в размере 125% на американские товары. Эти пошлины сами по себе более чем удвоили бы стоимость самолётов и деталей, произведённых в США, сделав убыточной их эксплуатацию.

После обнародования этой информации акции многострадального американского авиапроизводителя упали на 10% – Китай один из крупнейших покупателей самолётов Boeing. Почему многострадального? Две авиакатастрофы Boeing 737 MАХ остановили практически на пять лет продажи и эксплуатацию этих лайнеров. Потом начались забастовки из-за сокращения персонала корпорации и «снижения издержек». Всему миру стали известны проблемы с качеством сборки самолётов, что тоже сказалось на репутации – проговорились недовольные инженеры. Когда в полёте отваливаются детали фюзеляжа – явно что-то «в консерватории» надо менять.

И сердца пламенный мотор…

Самолёт «Суперджет» 17 марта совершил первый полёт с российским двигателем ПД-8 в Комсомольске-на-Амуре. Таким образом, начались лётные испытания именно двигателя в составе воздушного судна, «Аргументы недели» об этом событии писали.

Российский двигатель ПД-8 разрабатывался с применением опыта создания более мощного двигателя ПД-14. В перспективе характеристики ПД-8 позволят использовать его также на самолёте-амфибии Бе-200, которая на сегодняшний день осталась без силовой установки – двигатель Д-436ТП производился в Запорожье компанией «Мотор Сич».

Кроме того, специалисты ОДК создают на базе ПД-8 силовую установку для тяжёлых транспортных вертолётов типа Ми-26.

У Boeing готово множество самолётов, которые изначально предназначались для китайских авиакомпаний. По прогнозам, Китай будет обеспечивать 20% мирового спроса на самолёты в течение следующих двух десятилетий. И Китай зависит от зарубежной авиатехники – в авиакомпаниях сотни самолётов Boeing, их надо ремонтировать и качественно обслуживать.

Кто-то скажет, что у китайцев есть отечественный аналог Boeing 737, это Comac C919. Но этот самолёт похож на первые версии наших «Суперджета» и МС-21 – на нём сплошь импортные комплектующие. И Трамп вполне способен нанести следующий удар. Существует 82 основных поставщика узлов и агрегатов C919, из которых только 14 китайские компании, половина из которых совместные с иностранцами предприятия. 40% деталей для C919 импортируются из США и основные технологии также являются американскими. Если американцы запретят экспорт в Китай своих технологий и комплектующих изделий, китайскому авиапрому останется пройти тот же тернистый путь импортозамещения, который проходит российское авиастроение.

Тем временем 21 апреля уже второй новёхонький авиалайнер Boeing, предназначенный для китайской авиакомпании, в понедельник возвращался в США, в Сиэтл. Он покинул центр комплектования Boeing в Чжоушане недалеко от Шанхая и стал очередной жертвой ответных двусторонних пошлин, введённых президентом Дональдом Трампом в рамках его глобального торгового наступления, сообщает «Рейтер».

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»