Кому не нравится шаг в сторону продвижения отечественных товаров?
Осенняя сессия Госдумы может ознаменоваться принятием нашумевшего законопроекта о так называемой «российской полке». Законопроект, призванный поддержать отечественных производителей и ускорить импортозамещение, обязывает магазины выделять минимальную квоту полочного пространства для российских непродовольственных товаров, включая вино. Власти рассчитывают, что это поддержит отечественных производителей. Чем не шаг в сторону реального импортозамещения, стимулирующий производить и продавать отечественные товары?
Пакет законопроектов о так называемой «русской полке» сейчас дорабатывается на площадке Правительства РФ с учетом замечаний и предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти. Но, как у нас зачастую — бизнес воспринимает эту инициативу чуть ли не «в штыки». По мнению наших делаваров, законопроект ущемляет права иностранных компаний, которые перенесли свое производство в Россию.
По этому закону на «российскую полку» должны попасть товары российских производителей, не находящихся под контролем иностранных лиц, а также производителей из Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом товары, произведенные локализованными в России транснациональными компаниями, являющимися резидентами РФ, уплачивающими здесь налоги, создающими рабочие места, вкладывающими инвестиции в развитие производства в России, использующими сырье локальных российских поставщиков, не будут отнесены к национальным товарам и не смогут быть размещены на «российской полке».
Аргументы противников «российской полки» звучат убедительно для тех, кто привык оперировать категориями сиюминутной выгоды. Безусловно, перестройка логистических цепочек и ассортимента потребует от ретейлеров определенных усилий и, возможно, кратковременных финансовых потерь.
«Все это приведет «к росту непроизводительных затрат во всей товаропроводящей цепи, а также к повышению цен в связи с необходимостью обеспечивать требуемые объемы для крупных торговых сетей и постоянный контроль за соблюдением требований к представленности российских товаров на полках розничных магазинов и в онлайн-торговле. Торговые сети конкурируют между собой в том числе через разнообразный ассортимент, а предлагаемый единый подход к формированию полки нарушает рыночные принципы развития потребительского рынка», — считают наши делавары.
Им парируют те, для кого важно не только получение прибыли, но и развитие страны: в стратегическом плане поддержка отечественного производителя — это инвестиция в будущее российской экономики.
«Отечественные продукты питания занимают почти всю продовольственную полку ретейла, и тут все хорошо. А вот по непродовольственным товарам на полки магазинов в некоторых категориях пробиться очень сложно, и вполне логично помогать нашим предприятиям, которые не имеют огромных бюджетов на продвижение, занять достойное место в ретейле. Такой подход позволит вырастить действительно конкурентоспособные, качественные бренды и производства по мере их развития».
Критики законопроекта опасаются роста цен, но стоит помнить, что локализация производства позволяет снизить зависимость от импортных поставок и валютных колебаний. В долгосрочной перспективе это может привести к стабилизации цен и даже их снижению за счет оптимизации логистики и производственных процессов. Введение квот на российские товары простимулирует конкуренцию между локальными предприятиями, что, в свою очередь, приведет к повышению качества продукции и расширению ассортимента. Более того, гарантированное место на полке даст возможность небольшим компаниям, лишенным ресурсов на масштабный маркетинг, заявить о себе и завоевать лояльность потребителей.
Вообще же, инициатива о «российской полке» — это не только экономический, но и политический вопрос. В условиях санкционного давления и геополитической нестабильности поддержка отечественного производителя становится вопросом национальной безопасности. Укрепление внутреннего рынка и развитие собственных производственных мощностей — это залог устойчивости российской экономики в будущем.
Поделиться
Поделиться