Общество

Не придётся ли потребителю после введения предложенного Минпромторгом нового промышленного сбора «продавать почку», чтобы купить новый смартфон?

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) РФ предложило ввести новый промышленный сбор, вызвав оживленную дискуссию в деловых кругах. Заявленная цель — аккумулирование средств для поддержки стратегически важных отраслей, прежде всего отечественной электроники, и достижение технологического суверенитета в условиях геополитической нестабильности. Однако детали предложения вызывают вопросы и опасения.

По замыслу Минпромторга, сбор будет похож на утильсбор в автопроме, но с более широким охватом. Он коснется как производителей, так и импортеров промышленной продукции, что, на первый взгляд, выглядит справедливо. Однако ключевое отличие — российским компаниям обещают компенсацию затрат, покрываемую из собранных средств. Это создает механизм, напоминающий скорее субсидирование, чем простой налог.

Глава Минпромторга Антон Алиханов, объявляя об инициативе в Совете Федерации, подчеркнул, что сбор пополнит специальные фонды, направленные на развитие ключевых отраслей, начав с радиоэлектроники и микроэлектроники. Это подтверждает ориентацию на достижение технологического суверенитета — очевидную приоритетную задачу для России в текущих условиях. Заявление о незначительном влиянии на конечную стоимость продукции (около 1%, по оценкам ведомства) звучит обнадеживающе, но вызывает скепсис у некоторых экспертов.

Но аналогия с утильсбором не совсем корректна. Утильсбор в первую очередь направлен на утилизацию отходов и экологическую безопасность. Предлагаемый же промышленный сбор — это, по сути, инструмент перераспределения ресурсов, направленный на стимулирование развития определенных отраслей. Вопрос в эффективности этого механизма.
Это предложение уже подверглось критическим замечаниям со стороны предпринимателей. Критика предложения со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заключается в отсутствии предварительных консультаций. РСПП указывает на необходимость детального обсуждения механизма сбора, процедур компенсации для отечественных производителей, а также прозрачности расходования собранных средств. Без этого существует риск неэффективного использования средств и непрогнозируемого увеличения цен на продукцию.

Какие ключевые вопросы, требуют прояснения? Естественно, прозрачность механизма компенсации. Пока не ясно, как будет осуществляться возмещение затрат российским компаниям. Кроме того, не совсем ясно каковы критерии отбора получателей компенсаций. Будет ли процесс прозрачным и не подверженным коррупционным рискам?

Далее: распределение средств. Как будут распределяться средства, собранные в рамках промышленного сбора? Какие критерии будут использоваться для определения приоритетных проектов и отраслей? Будет ли общественный контроль за использованием этих средств?

Есть вопросы и по влиянию этого «утильналога» на конкуренцию. Не приведет ли введение сбора к искусственному ограничению конкуренции на рынке, поскольку импортеры будут нести дополнительную нагрузку? Насколько сложной будет процедура уплаты сбора и получения компенсаций для бизнеса? Не приведет ли это к увеличению административной нагрузки на компании? Как отметил Антон Алиханов, введение сбора практически не повлияет «на конечную стоимость продукции». Согласно расчетам ведомства, повышение цены составит около 1% от стоимости товара. В то же время Российский союз промышленников и предпринимателей заявляет, что с ними планируемый промсбор пока не обсуждался. Поэтому о реальном повышении цен пока говорить преждевременно.

У граждан же вопросы более прозаичны. Несмотря на то, что Антон Алиханов говорит, что «введение сбора практически не повлияет на конечную стоимость продукции», что в переводе означает «новый сбор практически не отразится на ценах на электронику», многие сомневаются в этом. И опасаются, что компьютеры и ноутбуки, итак взлетевшие в ценнике, станут продаваться «по цене крыла от самолёта» и станут «не по карману» абсолютному большинству. Так же как как и современные смартфоны и прочие гаджеты. Некоторые даже приводят в качестве шутки-прогноза выдуманный разговор продавца и покупателя:

«- Покупатель: простите, а эти цифры — это номер моего нового смартфона?
— Продавец: нет, уважаемый, эти цифры обозначают цену на ваш новый смартфон» …

Конечно, поддержка отечественной электроники — дело хорошее. В условиях санкций и ограничений нам нужно развивать свою базу, чтобы не зависеть от импорта. Но важно, чтобы эта поддержка была эффективной и не превратилась в очередную кормушку для избранных. А ещё важно — «не раздеть потребителя до трусов» ценами на продукцию. Ведь потребитель, как всегда, может остаться «крайним». Ему обещают, что «цены не подскочат», но он-то знает, что «обещать — не значит жениться». И опасения его вполне понятны: не придётся ли ему «продавать почку», чтобы купить новый смартфон?

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»