Общество

«Необходимо перейти от передачи знаний к формированию человека» – Наталья Кравченко

Куда ведет общество современная образовательная политика и какие изменения необходимы, чтобы образование стало ключевым институтом социальной архитектуры? Какие есть прогрессивные практики в образовании, которые уже сегодня готовят лидеров будущего? Эти и другие вопросы исследовали участники тематической дискуссии на площадке форума ОП РФ «Сообщество», который прошел 31 октября в национальном центре «Россия».

Как отметила модератор дискуссии председатель Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко, образование формирует общество. От него зависит, будет ли оно гуманным или циничным, созидательным или потребительским. Знания стали доступны каждому, и вместе с этой доступностью хлынули противоречивые, часто бессмысленные потоки информации, обратила внимание она.

«Искусственный интеллект – один из ярчайших вызовов современности. Умеет отвечать на вопросы, но не умеет воспитывать совесть и сочувствие. В связи с этим встает главный вопрос, кто формирует человека в новом мире и какую роль здесь играет образование. Мы долго говорили о том, что образование – система подготовки кадров. В контексте достижения технологического лидерства это действительно крайне важно. Но при этом необходимо также понимать, каких людей мы формируем и какие именно инструменты способны сделать наше общество устойчивым и добрым. Чтобы образование действительно стало пространством создания общества будущего, оно должно перейти от системы передачи знаний к системе формирования человека», – подчеркнула спикер.

Как напомнила замглавы Минобрнауки России Ольга Петрова, одна из национальных целей развития России – реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов и воспитание патриотичной, социально ответственной личности. По ее мнению, это и есть концепция формирования выпускника высшего учебного заведения.

Несмотря на индивидуальные траектории, система образования должна транслировать единые ценности, вырабатывать единый язык для педагогов, учителей и преподавателей, считает спикер.

«Если мы все будем стоять на одном фундаменте, то в результате получим неравнодушного, социально ответственного, активного, вовлеченного в деятельность нашей страны профессионала, готового усиливать наше технологическое лидерство и технологический суверенитет», – заметила она.

Участница тематической дискуссии Ольга Вилкова считает, что достижение национальных целей по развитию Российской Федерации может быть реализовано при помощи концепции Династийного образования. «Мы можем решить проблемы кадрового голода и укрепить экономику без огромных финансовых вливаний, просто повернув вектор образования в направлении семьи», – убеждена Ольга Вилкова.

Династийное образование – это продуманная система передачи профессиональных знаний и жизненного опыта поколений, где наставниками выступают не только педагоги, но и родители, а основой служат традиционные семейные и культурные ценности. Это не просто обучение, а создание целых экосистем, где главная ценность – семья, и в которой ребёнок, поступая в образование, принимается вместе со всей своей семьёй, формируя сообщество общечеловеческих ценностей и семейных традиций. «Все в жизни начинается с семьи, –считает Ольга Вилкова, раскрывая принципы династийного образования. – Это тройственный союз педагогов, детей и родителей в равноценном образовательном партнерстве, в центре которого – ребенок с его способностями. Фундамент образования строится на культурных ценностях малой родины, дополняется формированием мягких навыков и инноваций будущего: креативности, эмпатии, эмоционального интеллекта. Это принцип преемственности между поколениями и непрерывности образования на протяжении всей жизни. Чем больше в России будет династий, тем сильнее страна будет на мировом рынке. Если мы будем правильно развивать институт семьи и династийное образование, то сегодняшнее поколение может возглавить мировую элиту», – уверена Ольга Вилкова.

Об уникальном образовательном проекте, Высшей школе системного инжиниринга МФТИ, который готовит кадры будущего и направлен на выстраивание технологического лидерства России, рассказал его основатель Максим Кузюк. По его словам, школа готовит тех самых дирижеров – пассионарных лидеров, способных решать сложные и нестандартные задачи, создавать новые системы, подходы и практики.

«Мы не только готовим таких людей, но и ускоряем развитие опытных талантливых инженеров, технических лидеров в полном смысле этого слова. В нашей школе разработана особенная программа, в рамках которой талантливые студенты в обязательном порядке проходят через академические неудачи и боль ошибок при решении поставленных им задач. В итоге мы получаем людей, которые имеют широкий кругозор и способны нестандартно думать», – рассказал основатель Школы.

Что мешает реализации задач технологического лидерства, рассказал директор по инновациям АО «Управляющая компания ЭФКО» Ростислав Ковалевский. По его словам, представители бизнеса отвечают на этот вопрос однозначно: не хватает профессиональных кадров.

«Когда мы говорим про технологическое лидерство, то имеем в виду, что наша страна в определенных научных и бизнес областях должна быть лучшей в мире. Не просто воспроизводить то, что делают другие, а делать это лучше. Достичь этого через лабораторную базу или оборудование нельзя, потому что, поверьте, у конкурентов оборудование не хуже. Одним повышением зарплат лучших учителей и ученых тоже лидерства не достичь», – предостерег он и предположил, что стоит работать в первую очередь над ценностными ориентирами молодого человека и формировании его личности с правильно выстроенной системой координат.

Советник Президента России – председатель СПЧ Валерий Фадеев выдвинул гипотезу, что сегодня нужно сделать попытку выстроить более широкое образование, не ограниченное только техническими науками. В пример он привел великих ученых, таких как Вернер Гейзенберг и Эрвин Шредингер, которые были людьми широчайшего кругозора, что в том числе позволило им сделать величайшие научные открытия.

«Сегодня все школьники и родители сосредоточены на ЕГЭ. В свое время это было важное решение, которое дало серьезные результаты – единство, одинаковая оценка знаний, что в столице, что в райцентре или в деревне, уход от коррупции. Но, похоже, этого недостаточно. Если мы говорим о патриотизме, то патриотизм начинается со знания собственной страны», – подчеркнул он и отметил, что мировоззрение молодого гражданина должно быть и естественно-научным, и гуманитарным.

Напомним, в 2025 году Общественная палата России отмечает свое 20-летие. Итоговый форум «Сообщество» – ключевое событие юбилейного года ОП РФ. Форум прошел в преддверии Дня народного единства в национальном центре «Россия».

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»