Общество

Подводные крылья – в массы!

Удивительное дело – суда на подводных крыльях опять востребованы и строятся серийно. То, что это направление едва не загнулось в 90-е – начале нулевых, скорее чудо и стоицизм конструкторов и специалистов. Кто-то однажды решил, что скоростной водный транспорт слишком дорогая игрушка для нашей страны, финансирование обрубили, госзаказ исчез. При этом любой, кто прогуливался по набережным Невы в Санкт-Петербурге, мог наблюдать десятки «Комет» и «Метеоров» ещё советской постройки, забитых туристами. Значит, востребованность существует?

А сегодня мало кто замечает сообщения, что на воду спущено очередное судно. Так, на Зеленодольском заводе имени Горького 30 мая спущен на воду пятый «Метеор-2020», созданный в нижегородском конструкторском бюро «СиТех».

По воде с ветерком

Страна с огромным количеством водных артерий, с выходом в моря и океаны неизбежно должна иметь разнообразный водный транспорт – от танкеров, газовозов, контейнеровозов до, грубо говоря, «речных трамвайчиков». Особенно критично наличие пассажирского водного транспорта в регионах, там, где нет развитой дорожной инфраструктуры и множество населённых пунктов доступны только по замёрзшим руслам рек зимой (зимникам) и по воде летом. Скажете, авиация решит все вопросы? Как бы не так – дорого, да и развивать авиационное сообщение на бескрайних просторах Русского Севера, на Дальнем Востоке задача на десятилетия вперёд.

В 2008 году был в командировке в Нижнем Новгороде на интереснейшем предприятии – «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». Попал туда на переломном для Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях моменте – у конструкторов и инженеров вроде бы появилась надежда на выход из кризиса, но уныние было трудно скрываемым. Позже, в 2015‑м, картина уже была иная, работа закипела.

Суда на подводных крыльях – конёк ЦКБ. Ростислав Алексеев, занимаясь в годы Великой Отечественной испытаниями танков, уговорил директора завода позволить его группе два часа в день заниматься совершенно невоенной тематикой. А уже в 1957‑м первая «Ракета» ещё без обтекаемой рубки (не успели!) на скорости 65 км/ч прошла по Москве‑реке под стенами Кремля. Это была личная инициатива Алексеева – противников у его детища было множество. Так первое пассажирское судно на подводных крыльях получило «одобрямс» и стало сенсацией Московского фестиваля молодёжи и студентов. За десятилетия с момента создания первых «Ракет» «алексеевцам» удалось довести до совершенства все элементы конструкции.

Тогда, в 2008‑м, увидел макет ещё не существующей в металле «Кометы‑120», а сейчас это уже серийные суда. Специально приглашённый дизайнер сумел придать наследнице знаменитых «Комет» стремительный современный облик и сохранил узнаваемость, фирменный стиль. Это необходимо потому, что «Кометы», «Метеоры» и «Ласточки» по большей части советской постройки до сих пор мотаются по зарубежным рекам и морям. Это у нас эксплуатация признана экономически невыгодной, а Китай скупил по дешёвке более сотни: суда на подводных крыльях – идеальный транспорт там, где нет дорог. На линии Таллин – Хельсинки 15 лет ходили «Кометы», «Яника» и «Моника». На Кубе измордованные, с забитыми фанерой иллюминаторами «Метеоры» исправно перевозят пассажиров. Теперь периодически обращаются к российским специалистам за помощью в модернизации и ремонте.

«Олимпия» возвращается?

География эксплуатации скоростных судов, спроектированных в ЦКБ, чрезвычайно разнообразна. Говорят, даже по Нилу до сих пор ходят «Метеоры». Два «Катрана» (близнецы СПК «Колхида», 120 пассажиров), построенные по соседству на судостроительном заводе «Волга» (из окна главного конструктора «ЦКБ по СПК им. Р. Алексеева» видны его цеха), сначала ходили в США, потом перебрались в Хорватию, эксплуатировались на линии Новороссийск – Ялта.

Теплоход «Олимпия» (250 пассажиров) сначала ходил у нас, потом оказался на островах Зелёного Мыса. Два таких судна стояли недостроенными в Керчи, два – в Хабаровске. Рассматривается возможность завершения строительства и реализации судов этого проекта – экономичные дизели, хорошая мореходность, скорость 37 узлов (около 60 км/ч). Корпуса готовы, в Керчи на «Олимпиях» даже установлены крылья, двигатели, валы и винты. Конечно, требуется модернизация – правила Регистра сейчас соответствуют международным. Экология, вибрации, внешний шум. В 2021 году возникло ощущение, что СПК «Олимпия» возвращается, на этот раз под именем «Олимпия 230М». Так, во всяком случае, было заявлено на форуме «Армия‑2021».

Регионы эксплуатации судов на подводных крыльях давно просчитаны, сегодня их на планете 56. Это островные государства, страны с протяжённой береговой линией. Юго‑Восточная Азия, самый густонаселённый регион мира – начиная от Индонезии и заканчивая Японией. Конечно, страны Персидского залива. Можно вспомнить газотурбоход на подводных крыльях «Циклон». «Циклон» во многом детище оборонки – в его базе наработки ЦКБ по скоростным сверхсекретным катерам Пограничной службы КГБ СССР проекта 133 «Антарес», их построили серией в 12 экземпляров. Хорошо вооружённые «Антаресы» наводили ужас на нарушителей госграницы не только скорострельной артиллерией, но фантастической скоростью передвижения по волнам – до 116 км/ч!

Судно с потрясающей мореходностью ходило на крыльях по волне до трёх метров. 250 пассажиров, экономическая скорость – 55 узлов. «Циклон» был построен в Феодосии на судостроительном заводе «Море» (там же и сгинул). Рассматривался вариант ремонта этого «Циклона» и создания на его основе нового судна, ещё более крупного, на 320 пассажиров. В идеале – 400 пассажиров при том же расходе топлива.

Дальше была детективная история. Десять лет ходил на линии Таллин – Хельсинки, потом был продан Греции, позже оказался на заводе‑изготовителе в Крыму. В 2005‑м судно доставили на территорию судостроительного завода «Море» в Феодосии для ремонта. Ремонт газотурбохода шёл ни шатко ни валко. В 2014 году украинский завод «Море» стал российским и поменял форму собственности с государственного унитарного предприятия на акционерное общество. Силовая установка – украинские двигатели «Зоря‑Машпроект», тут напрашивалось импортозамещение. Но затем на «Море» решили строить малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт». Кораблестроителем выступало АО «Ленинградский судостроительный завод «Пела», арендовавшее для этого площади на заводе в Феодосии. А «Циклон» просто исчез…

Пропажа «Циклона» зафиксирована актом осмотра, датированным сентябрём 2018 года. Что именно случилось с газотурбоходом, из опубликованных документов непонятно, но есть свидетельства сдачи уникального судна в металлолом. Другое дело, что сегодня ситуация в корне меняется. Да и ориентироваться «на экспортные перспективы» уже не обязательно, тут собственные водные трассы развивать надо.

Строим для себя

Наконец видим, что в части строительства скоростного пассажирского флота пошли колоссальные сдвиги. В конце 2024 года были сданы заказчику 2 новых российских пассажирских судна‑катамарана на подводных крыльях. Новые суда носят названия «Селенга» и «Сарма». Эксплуатировать их будет предприятие «Восточно‑Сибирское речное пароходство». Постройка новых пассажирских скоростных катамаранов на подводных крыльях заняла в общей сложности два года. Уже в навигацию 2025 года они начнут работать на озере Байкал и реке Ангара по маршруту Иркутск – Северобайкальск – Иркутск.

По сравнению с «классическим» судном на подводных крыльях со стационарными подводными крыльями новый российский катамаран может работать на меньших глубинах, осадка не превышает 1, 25 метра. У него относительно простая конструкция крыльев, которая исключает ситуацию «невыхода на крыло». Также в сравнении с «классическими» судами на подводных крыльях, «Селенга» и «Сарма» на 40% меньше расходуют топливо и несут на 8% больше полезной нагрузки, отмечает «Техносфера Россия».

При длине 38 метров и ширине 10 метров «Селенга» и «Сарма» могут ходить по своим маршрутам с пассажирами на скорости 65 км/ч на дальность до 1000 км. Экипаж одного судна составляет 4 человека. Суда построены по отечественному проекту компании «СиТех» на Рыбинском судостроительном заводе «Вымпел». В «СиТех» трудится много выходцев из «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева», так что школа проектирования судов на подводных крыльях приумножается.

А «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева» 22 апреля 2025 года спустило на воду и готовит к передаче заказчику в мае очередное скоростное судно на подводных крыльях модели «Валдай 45Р» (проект 23180). Это 20‑й серийный «Валдай 45Р», он будет работать в Саратовской области. На предприятии строятся ещё 3 аналогичных 45‑местных судна и 6 более крупных – 120‑местных «Метеор‑120Р».

В России на пассажирских речных маршрутах «Валдай 45Р» можно встретить на крупных реках – на Волге, Лене и Дону. В 2025–2026 годах планируется построить ещё 7–8 таких судов на подводных крыльях. По мере поступления заказов из регионов на обновление парка речных пассажирских судов можно рассчитывать, что производственный план будет увеличиваться.

Российское 21‑метровое скоростное судно нового поколения обладает скоростью до 75 км/ч и дальностью хода в пределах 550 км без дозаправки, осадка при ходе на крыльях составляет  50 см, что позволяет двигаться по мелководью. Экипаж – 2 человека.

Двигатели будут свои

В сложившейся геополитической ситуации у отрасли нет иного выхода, как засучить рукава. К тому же десятки и сотни предприятий страны преодолели разруху и готовы работать. Двигателестроители ведут испытания нового дизель‑редукторного агрегата ДРА‑473М, созданного именно под серийные скоростные суда на подводных крыльях «Метеор‑120Р», сообщает портал «Техносфера Россия». В феврале 2025 года на стендовых испытаниях российский дизельный двигатель показал необходимые параметры мощности, ведётся его дальнейшая доводка, идут работы по изготовлению редуктора. Также для «Метеора‑120Р» обсуждается создание гибридной силовой установки – в феврале 2025 года проведено совещание в «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» для оценки технических характеристик гибридной ГЭУ.

Как сообщают представители завода «Звезда», в основе ДРА‑473М использован новый, на 100% отечественный, компактный 12‑цилиндровый высокооборотный дизельный мотор, развивающий длительную мощность более 1400 л.с. Новый двигатель для скоростных судов унифицирован с дизелями 3‑го поколения типа М470М. Главная особенность новинки – функция кратковременного увеличения мощности, необходимая для выхода скоростного судна «на крыло». В 2024 году разработчики сообщали о внедрении предкамер для кратковременной форсировки двигателя до 1800 л.с., использовании российской системы электронного впрыска топлива и электронного блока управления собственной разработки. ДРА‑473М позволит уйти от использования на наших скоростных судах нового поколения иностранных двигателей и обеспечить их экономичными отечественными аналогами.

Начало серийного производства силовой установки ожидается в 2025‑м, с выходом на сборку 16 таких агрегатов в год. То есть импортного тупика для наших кораблестроителей нет и не предвидится.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»