Бюджетный романс
«Никогда такого не было, и вот опять», – гениальный каламбур незабываемого Виктора Черномырдина сегодня актуален как никогда. Опять в бюджете страны не хватает денег. Опять тает ФНБ. Опять переписывают «главный финансовый документ страны». Опять призывают население затянуть пояса, опять говорят о повышении налогов.
Цифры и факты
Напомним основные параметры бюджета на тот момент, когда он принимался, а именно – на декабрь 2023 года. Доходы в 2024 г. составят 35 трлн 065, 3 млрд рублей (19, 5% ВВП), в 2025-м – 33 трлн 552, 4 млрд рублей (17, 6% ВВП) и в 2026 г. – 34 трлн 051, 0 млрд рублей (16, 8% ВВП).
Расходы в 2024 г. запланированы на уровне 36 трлн 660, 7 млрд рублей (20, 4% ВВП), в 2025-м – 34 трлн 382, 8 млрд рублей (18, 0% ВВП) и в 2026 г. – 35 трлн 587, 4 млрд рублей (17, 6% ВВП).
Дефицит федерального бюджета в 2024 г. ожидается 1 трлн 595, 4 млрд рублей (0, 9% ВВП), в 2025-м – 830, 5 млрд рублей (0, 4% ВВП) и в 2026 г. – 1 трлн 536, 4 млрд рублей (0, 8% ВВП).
По данным документа, к январю 2025 г. верхний предел государственного внутреннего долга составит 26, 637 трлн рублей, к 2026 г. – 30, 159 трлн рублей, а на 1 января 2027 г. – 34, 356 трлн рублей. Внешний долг прогнозируется в размере 64, 0 млрд долларов, 63, 1 млрд и 61, 2 млрд долларов соответственно.
Также ожидается, что уровень инфляции в 2025–2027 гг. будет колебаться в диапазоне 4–4, 5%.
Предполагалось, что налоговые сборы увеличатся за счёт налоговой реформы 2024 г., включая пятиступенчатую прогрессию НДФЛ, повышение общей ставки налога на прибыль с 20 до 25%, введение обязанности по уплате НДС для части бизнеса на упрощённой системе налогообложения в объёме 473, 0 млрд рублей в 2025 г., 511, 7 млрд рублей и 550, 8 млрд рублей в 2026 г. и 2027 г. соответственно.
Всего в текущем 2025 г. планировалось собрать с населения и предприятий 29, 363 трлн рублей. В том числе с налога на добавленную стоимость (НДС) (его платят все, т.к. это банальная наценка в размере 10–20% к цене готовой продукции) общий сбор должен составить 15, 456 трлн рублей. Планировалось, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) – им облагаются все нефтепродукты и газ на внутреннем рынке – составит в 2025 г. 10, 68 трлн рублей. НДПИ на горно-металлургический комплекс – 268 млрд рублей. Акцизы внутренние – 1, 371 трлн рублей. Ввозные пошлины – 1, 384 трлн рублей.
И как образец стратегического планирования гарантировалось, что объём Фонда национального благосостояния (ФНБ) будет только расти. На конец 2024 г. он составит 11, 05 трлн рублей; на конец 2025 г. – 12, 8 трлн; на конец 2026 г. – 14, 9 трлн; на конец 2027 г. – 14, 4 трлн рублей. Именно в ФНБ направляются сверхдоходы от продажи углеводородов.
Минфин заложил в бюджет-2025 среднюю цену на российскую нефть марки Urals в 69, 7 доллара за баррель. Предельно низкая предполагаемая цена – 60 долларов. Так мечтали в конце 2023 г., когда принимали трёхлетний бюджет.
Мы планировали, планировали, да не выпланировали
Но что-то пошло не так. Начнём, пожалуй, именно с нефтегазовых доходов бюджета, то есть от печки. В 2024 г. вкупе они формировали чуть более 30% наполнения федерального бюджета. Треть пирога!
Рачительный хозяин семьи всегда планирует расходы меньше предполагаемых доходов. Это аксиома. Государство, конечно же, далеко не семья, залезть в долги для него привычное дело. Но сложно понять, зачем заранее завышать суммы, которые Минфин может выручить за продажу невозобновляемых природных ресурсов, чтобы потом развести руками: «Нас в очередной раз обманули»?
Весь 2023 г. средняя цена на нефть марки Urals была в размере 62, 99 доллара за баррель, а Минфин ставит 69 с лишним долларов! Они думали, что санкции отменят? Что наши заклятые партнёры закроют глаза на «теневой флот»? Или что «дружественные» Индия с Китаем будут покупать нашу нефть без демпинга в свою пользу? Нет. Но зачем-то закладывали нереальную цену.
И вот в мае начинается латание тришкиного бюджетного кафтана, вносятся поправки в бюджет. Цена «ошибки» планирования – минус нефтегазовых доходов на 2, 6 трлн рублей.
В пояснительной записке к поправкам поясняется: «Сложившаяся в январе–апреле 2025 г. конъюнктура на мировых сырьевых рынках оказалась менее благоприятной, чем ожидалось ранее, – объявление о протекционистских мерах США в начале апреля вызвало резкое снижение цен на нефть. Учитывая уже реализованные и ещё сохраняющиеся риски последствий нарастания геополитической нестабильности, траектория цены на российскую нефть была скорректирована в сторону более сдержанных значений – с 69, 7 доллара за баррель, учтённых при формировании закона 419-ФЗ (закон о бюджете), до 56 долларов за баррель по итогам 2025 года». Почти 14 долларов разницы за бочку.
Вместе с вполне прогнозируемым измельчанием бурной реки нефтедолларов вполне логично катастрофически вырос и дефицит бюджета. Из планируемых и вполне приемлемых 830 млрд рублей (а после первых корректировок – 1 173 млрд руб.) до умопомрачительных 3 792 трлн рублей!
При этом ФНБ, который собирались наполнять, как бассейн (другой вопрос – зачем?), начал сдуваться, как воздушный шарик. Военную тайну разгласил сам Минфин, опубликовав отчёт о структуре и объёме средств ФНБ по состоянию на 1 июня 2025 года. Согласно документу, общий объём фонда составил 11, 7 трлн рублей, что эквивалентно 5, 5% прогнозируемого ВВП на 2025 г., или 148, 8 млрд долларов.
На сегодня на счетах в Банке России размещены 153, 7 млрд китайских юаней (было 164, 5 млрд месяцем ранее), 139, 5 т золота в обезличенной форме (было 168, 06 т) и 1, 3 млрд рублей. Но главное: ликвидные активы ФНБ, размещённые на счетах в Банке России, сократились с 3, 29 до 2, 84 трлн рублей, или на 36, 2 млрд долларов за месяц. Как считают эксперты, с такими темпами госрасходов кубышки хватит только до конца этого года.
Убей барана
Ситуация с бюджетом, видимо, настолько сложная, что Антона Силуанова пригласили на красный ковёр в Совет Федерации. Там обсуждали не только проблемы года нынешнего, но и грядущий финансовый сезон.
Девизом бюджета-2026, который начинают готовить чиновники, должна стать «жесточайшая экономия» денег, заявила на заседании Совета Федерации спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.
«Девиз следующих бюджетов – жесточайшая экономия, эффективность каждого рубля, контроль за каждым рублём и региональные бюджеты», – цитирует Матвиенко «Интерфакс».
Интересную мысль предложил на том же заседании глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов: «под нож» можно пустить некоторые национальные проекты – расходы по ним «было бы правильным сдвинуть вправо на пару лет».
К совету прислушались. Под нож секвестра пустили запланированные на экономическое развитие страны миллиарды рублей. В частности, бюджет программы поддержки авиастроения, направленной на импортозамещение иностранных лайнеров, был урезан на 22%. Программа «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» потеряла 66, 9 млрд рублей финансирования, поддержка автопрома – 35 млрд рублей, развитие «высокотехнологичных отраслей» – 46 миллиардов.
Другие проекты также потеряют деньги: в том числе инновационный транспорт – минус 25 млрд рублей, судостроение – минус 12, 6 млрд, НИОКР в гражданских секторах – минус 9 млрд рублей, производство промышленных роботов – минус 1, 7 миллиарда. Не пощадили даже святое: госпрограмму «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», в рамках которой власти намеревались довести до 40% долю отечественных товаров на рынке электроники. Бюджет программы с 26, 5 млрд рублей в 2024 г. сократится до 4, 9 млрд в 2026 году.
Также сенатор Артамонов прямо заявил о необходимости увеличения налоговой нагрузки через отмену льгот, вечную борьбу с зарплатами «в конвертах», а также о необходимости широкой приватизации.
Сам Силуанов сообщил, что власти сосредоточатся на «приоритизации расходов бюджета». В переводе на русский язык это означает сокращение расходов на развитие экономики.
«Что касается следующего года… в первую очередь надо реализовывать те задачи, которые стоят перед страной, – обеспечение потребностей силовых ведомств, специальной военной операции, поддержка людей, технологическое развитие. Поэтому при подготовке бюджета какие-то инфраструктурные проекты, их реализация могут быть перенесены на более поздние сроки. Это вопрос уже настройки, вопрос приоритизации финансовых возможностей», – заявил министр.
Итак, в сухом остатке: за первое полугодие «дыра» в бюджете составила 3, 7 трлн рублей при годовом плане 3, 8 трлн рублей. Доходы снижены на 1, 8 трлн рублей, а расходы увеличены на 826 млрд рублей – до 42, 3 трлн рублей. Но траты продолжают расти: по данным на 14 июля, за год запланировано потратить уже 42, 9 трлн рублей. Вместо изначально запланированных 38, 4 трлн рублей.
Кубышка ФНБ опустошается с первой космической скоростью. Санкции крепчают, как маразм, что не сулит укрепления бюджета. Парадокс: на этом фоне Минфин пишет главный финансовый документ страны, который приходится править раз в несколько месяцев!
А нам, простым людям, стоит прислушаться к ещё одному оракулу – члену Общественного совета при Минприроды РФ доценту Владимиру Пинаеву. Он посоветовал возвращаться к быту предков и меньше ходить в магазины, а кушать местные ресурсы, как это делали крестьяне. Например, поймал барана, мясо – на шашлык, шкуру – на шапки и шубы: «когда в лес за грибами ходить, когда рыбу удить, когда траву косить. Всё это наши предки уже давным-давно освоили».
Поделиться
Поделиться