Общество

«Сюрпризы» и надежды гражданской авиации

Фото РИА Новости

Удивительно, но и у самых современных авиалайнеров происходят отказы самых современных силовых установок. Почему – попробуем разобраться. Причины авиаколлапса в авиагаванях Москвы, Санкт-Петербурга, Поволжья и других регионов тоже уже понятны. А тем временем всё ближе подходим к часу, когда первые полностью импортозамещённые отечественные пассажирские самолёты начнут поступать в авиакомпании. Об этом уверенно говорят и производители, и представители лизинговых компаний, и высокопоставленные чиновники, и собственно те, кому предстоит осваивать новую технику. Идёт усушка-утруска цен, которые стремятся ввысь, что очень не нравится будущим покупателям-эксплуатантам.

Авиаколлапс предотвратить невозможно

Россия не Люксембург, не Монако и даже не Бельгия. Без гражданской авиации огромная страна рассыплется на региончики. Так что летать будем, никуда не денемся. А разнообразные ЧП случаются везде и довольно регулярно. Достаточно вспомнить пожар на электроподстанции главного аэропорта Великобритании Хитроу 20 марта 2025 года. Работа одного из крупнейших авиахабов мира была полностью парализована, были отменены более 1300 рейсов, сотни самолётов застряли в аэропортах вылета в Лондон, 121 борт, которые уже держали курс на Хитроу, пришлось перенаправить в другие аэропорты. В общем, кошмар для авиадиспетчеров, им пришлось внепланово «разводить» тысячи самолётов и коммерческих служб авиакомпаний, которые понесли серьёзные финансовые потери. А пассажирам, у которых в Хитроу и дальше были запланированы перелёты на стыковочных рейсах, и вовсе можно только посочувствовать.

Недавно стало известно, что без человеческого фактора в деле о пожаре всё же не обошлось. Оказывается, техническая проблема на подстанции была известна с 2018 года! Техники при осмотре обнаружили критически высокое содержание влаги в изоляторах трансформатора. Записали: «Требуется немедленная замена». Немедленная замена так и не состоялась, оказывается, и британцы любят откладывать затратные дела на потом и, видимо, исповедуют подход «не лезь в механизм, не мешай машине работать». И спустя семь лет рвануло – короткое замыкание, в трансформаторе вспыхивает масло, огромный аэропорт погрузился во тьму.

Коллапс в российских аэропортах 5–6 и частично 7 июля тоже история понятная – идёт СВО, начинается массированная атака беспилотников на регионы европейской части России. Работает наша противовоздушная оборона, задействован весь спектр систем защиты – от ракет ПВО до систем РЭБ. Гражданским авиалайнерам в таком небе однозначно делать нечего, надо или уходить на безопасные запасные аэродромы, или срочно совершать посадку и оставаться на земле до отмены воздушной тревоги – для авиаторов это отмена команды «Ковёр». По меньшей мере 242 тыс. пассажиров пострадали от отмены и задержек рейсов на фоне транспортного коллапса в последние три дня.

По данным Росавиации, с 5 по 7 июля авиакомпании отменили 485 рейсов, 88 перенаправили на запасные аэродромы. Также было задержано 1900 рейсов на вылет и прилёт. Пассажирам же оформили 43 тыс. возвратов билетов, разместили в гостиницах 94 тыс. человек. Вместе с этим было выдано 199 тыс. ваучеров на напитки и 155 тыс. – на питание. На примере Шереметьево и Пулково, где была самая острая ситуация, можно уверенно говорить, что авиагавани к таким испытаниям не готовы (да и не будут готовы никогда). По словам источников Telegram-канала «База», во время авиаколлапса, длившегося с 5 по 7 июля, аэропорт Шереметьево столкнулся с большой нехваткой трапов и обслуживающего персонала: задействованной спецтехники и людей просто не хватило. Всё дело в том, что во время пандемии и СВО количество авиаперелётов значительно уменьшилось. По мнению источников, чтобы избежать лишних затрат на обслуживание неиспользуемой техники, такой как трапы, аэропорт просто вывел её из эксплуатации. При этом быстро ввести трапы в эксплуатацию невозможно: они должны проходить специальное обслуживание и проверки. В итоге из-за их нехватки дожидаться трапов приходилось по несколько часов. Кроме того, проблем добавила нехватка стоянок.

«Приземлённые» самолёты маневрировали на рулёжных дорожках, ожидая освобождения места, а затем дожидались самой подачи трапов. Некоторые рейсы приходилось отправлять в соседние терминалы. В свою очередь, из-за задержек пилоты и бортпроводники «закрывали» норму рабочего времени, с этим в авиации строго, спящие пилоты в полёте – предпосылка к катастрофе. При этом из-за того, что сначала отправлялись задержанные рейсы, те рейсы, которые должны были вылетать по расписанию, также задерживались. Работать свыше фиксированной нормы запрещено, в связи с этим появлялась и нехватка сотрудников. В то же время у многих заканчивались рабочие часы в других городах. В итоге они уже не могли вернуться обратно как сотрудники, на их места приходилось назначать новый экипаж. Прежние же работники добирались уже как пассажиры до места вылета следующего рейса. По словам источников, в Шереметьево также не хватало и водителей буксировочных машин. А дальше всё начало сыпаться как карточный домик – где-нибудь во Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Сочи или Хабаровске самолёты стоят на перроне, пассажиры спят на полах залов ожидания и тихо психуют, потому что Москва или Санкт-Петербург не принимают, а им надо успеть на пересадочные рейсы.

Билеты на пассажирские поезда как корова языком слизнула. Железнодорожники в срочном порядке организовали дополнительные поезда между Москвой и Санкт-Петербургом, к составам стали цеплять дополнительные вагоны, но ситуацию в целом они не сильно поправили. К тому же в сезон отпусков билеты на поезда, следующие в южном направлении, добыть и так было непросто, проверено на себе.

Так что быть полностью готовыми к подобным форс-мажорам практически нереально. Невозможно, а точнее разорительно, держать в аэропортах огромный штат бездельников и неиспользуемой техники на случай каких-либо ЧП. Но какие-то планы, исключения из правил и нормативов, для минимизации потерь готовить надо.

А вот пример, где от людей, скорее всего, ничего не зависело. Как сообщает портал «Авиаторщина», пенная вечеринка случайно произошла в аэропорту американского Детройта. 4 июля, в День независимости США, погода решила устроить настоящий праздник в аэропорту Детройта. Молния ударила в один из ангаров для технического обслуживания самолётов авиакомпании Spirit Airlines. Да так филигранно, что умудрилась повредить систему противопожарной безопасности. В итоге огромное количество огнегасящей пены полилось на самолёты и на перрон через открытые двери ангара.

В результате «потушить» удалось сразу пять самолётов моделей Airbus A320 и A321. Два из них были в ангаре, ещё три – снаружи. Пена, применяемая для тушения авиационных пожаров, агрессивна по составу. Поэтому все воздушные суда, принявшие участие в вечеринке, отправились на внеплановую проверку и, возможно, в ремонт. А убирать это всё несколько часов подряд пришлось пожарным и службам спасения.

Отказы двигателей – они на пределе

Приведём несколько случаев отказов двигателей в полёте. Воскресным вечером 6 июля пилотам «дочки» «Аэрофлота», выполнявшим рейс DP-6904 из Ингушетии в Москву, пришлось объявить аварийную ситуацию во время снижения для захода на посадку в аэропорту Шереметьево. На высоте 4 250 метров в 80 км восточнее столицы лётный экипаж инструментально определил утечку топлива из первого двигателя. В связи с этим командир воздушного судна принял решение выключить эту силовую установку и задекларировать сигнал срочности «Пан-Пан». Дальнейшие заход и посадку на одном движке самолёт выполнил благополучно.

24.06.2025, авиакомпания Lauda Europe, самолёт Airbus A320 – отказ двигателя. Сел в аэропорту назначения на Мальте. На следующий день – American Airlines Airbus A321. Вновь отказ двигателя. После взлёта экипаж прекратил набор высоты на 4000ft, доложил об отказе, вернулся на аэродром вылета. И таких случаев много, перечислять бессмысленно. А сколько незапусков двигателей на земле, непосредственно перед назначенным вылетом!

Грешить на криворукое обслуживание или некачественные детали, конечно, можно, но не всегда это справедливо. А специалисты обязательно докопаются до истины. Правда, есть ещё одно утверждение от специалистов по двигателестроению. Современный газотурбинный двигатель для достижения максимальной эффективности, мощности и экономичности загнан на предел технических возможностей. Как повышали мощность и экономичность? Поднимали температуру газов перед турбиной. Сейчас она превышает температуру плавления металла и керамики. Лопатки турбины, чтобы не расплавиться, пронизаны тончайшими капиллярами для охлаждения. Конструкторы идут на всяческие технические ухищрения, чтобы добиться выдающихся результатов. Иногда ошибаются, и тогда, как это произошло с новейшими американскими силовыми установками, сотни самолётов на годы оказываются прикованы к земле, а авиакомпании разоряются. Почему Иран до сих пор ремонтирует и летает на старых американских лайнерах с двигателями, которым исполнилось полвека? Они ремонтопригодны, пусть и более прожорливы. А двигатели последнего поколения способен капитально отремонтировать только непосредственно производитель. Проще говоря, сложность и высочайшие характеристики техники не гарантируют абсолютной надёжности. Иногда лучше пожертвовать лишними килограммами керосина.

Инициатива Минпромторга опередила время

Минпромторг РФ считает необходимым законодательно закрепить достижение 50%-ной доли отечественных самолётов в парках российских авиакомпаний, заявил глава министерства Антон Алиханов в ходе правительственного часа в Совете Федерации: «У нас в 309-м указе президента есть цель – 50% отечественных самолётов в парке авиакомпаний. Считаем, что это положение указа требует в том числе и законодательного закрепления».

Согласно подписанному президентом РФ Владимиром Путиным указу, Россия должна к 2030 году увеличить авиационную подвижность населения не менее чем на 50% по сравнению с показателем 2023 года при обеспечении к 2030 году доли самолётов отечественного производства в парке российских авиаперевозчиков не менее чем 50%. Хорошо, законодательно закрепили. Но самолёты ещё только, в лучшем случае, выходят на сертификацию, где-то строятся опытные образцы. Их нет, и к 2030 году новых отечественных лайнеров точно на всех не хватит. Тогда что, собирать полуживые старые самолёты для отчётности, а летать на иномарках?

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»