«Крестовый поход» против свинокомплекса
На сайте «АН» вышло несколько публикаций, вызвавших широкий общественный резонанс. Речь идёт о спорах вокруг строительства свинокомплексов в Рязанской области. Проживающие в находящихся рядом сельских поселениях люди обеспокоены из-за вероятных экологических и санитарных последствий.
Однако есть мнение, что местных жителей и аграриев специально сталкивают лбами. Для полноты картины и объективной оценки ситуации мы решили изучить, что пишут в Сети об обстановке в Михайловском районе. Так, телеграм-канал «Михайловские страсти» убеждён, что скандал – дело рук главы местного православного прихода. Разбираем подробнее и эту точку зрения.
Итак, в Рязанской области с декабря 2024 года разгорается необычная война против инвесторов, планирующих вложить около 30 млрд рублей в развитие животноводства в регионе. Частью этого крупного инвестпроекта должно стать строительство современного свиноводческого комплекса в Михайловском муниципальном округе. Однако группа дачников и местных жителей, координируемых москвичом Владимиром Обойшевым – главой местного православного прихода храма Благоверного Князя Романа Рязанского – решили во что бы то ни стало сорвать важный для области проект. По их версии, свинокомплекс нанесет непоправимый урон экологии в окрестных селах. На поверку оказывается, что у лидера протеста есть свои банальные бизнес-интересы.
Иллюзия народного гнева
Протестующих немного: в инициативных группах в соцсетях состоят от 500 до 1000 человек (при том, что в одном Михайловском округе проживают более 30 000 жителей). Но иллюзия «всенародного протеста» получается яркая и убедительная.
Сборы подписей на селе, в Рязани и даже в Москве; подготовка петиций в два десятка инстанций – от главы района и губернатора до Госдумы и Президента; найм столичного адвоката и судебные тяжбы – словом, за несколько месяцев борьбы противники свинокомплекса раскрутили такую широкую и явно недешевую кампанию, что впору позавидовать любым политтехнологам. А уж страшилки по поводу инвестпроекта применяются такие, что незнающему человеку может показаться, будто речь идет не то о сталелитейном заводе, не то о ядерном полигоне: граждан пугают «жуткой вонью», «отравлением и иссушением грунтовых вод» и прочими апокалиптическими картинами будущего.
Как водится в таких случаях, все встречные аргументы, технологические обоснования и положительные экспертизы принимаются в штыки: не верим ни одному слову, и не позволим свиньям топтать копытцами родную рязанскую землю.
Как торговец обувью стал православным меценатом
Вождь местного «экологического восстания» Владимир Обойшев – человек не самый публичный. Судя по открытым базам данных, лет 15 назад он пытался заняться бизнесом по розничной торговле обувью, но не преуспел: его московская фирма ООО «МАЙЛО» была ликвидирована в 2017 году как недействующее юрлицо. В 2024-м Обойшев активизировался, так сказать, «по религиозно-общественной линии»: в марте возглавил вышеупомянутый православный приход храма Благоверного Князя Романа Рязанского (деревня Слободка Михайловского района Рязанской области), а в июле учредил Благотворительный Фонд «Михайловская Русь», основным видом деятельности которого является «сбор благотворительных пожертвований в денежной форме». На страничке фонда в ВК поясняется, что он создан «для помощи в восстановлении разрушенных храмов и в строительстве новых».
Вопреки названию, «Михайловская Русь» зарегистрирована не на Рязанщине, а в Москве – в городской квартире, расположенной в непримечательном спальном районе Новогиреево. Учредителем благотворительного фонда, что любопытно, числится единственный человек – сам Обойшев. Вероятно, сбор пожертвований для строительства храма в Слободке – задача слишком интимная, чтобы ее можно было доверить кому-то еще.
Никакой информации о финансовой отчетности «Михайловской Руси» в открытом доступе не наблюдается. Поэтому подозрения о том, что борьба со свинокомплексом ведется именно за счет благотворительных сборов, пока проверить невозможно. Зато известны добрые дела. Пока храма в Слободке нет, энтузиасты прихода во главе с Обойшевым устраивают разные мероприятия под открытым небом, о чем сообщает сайт епархии: то субботник по уборке территории, то литургию с концертом гусляров и московским православным хором. И это можно только приветствовать, если бы не одно «но», о котором чуть ниже.
Бизнес на паломниках под крылом епархии?
Церковная дисциплина сродни воинской: благословение – почти аналог приказа командира. Приход Обойшева, входя в состав Рязанской епархии РПЦ, действует строго в ее подчинении. То есть и устав, и вся деятельность утверждается митрополитом Рязанским и Михайловским Марком (Сергей Головков). А благотворительный фонд неотделим от прихода. Поэтому можно обоснованно усомниться, что развернутая кампания не была благословлена епархией.
Зачем вообще понадобилась эта война? Правильный ответ, возможно, очень прост. Участок, согласованный с местными властями под строительство свиноводческого комплекса в Михайловском округе, располагается всего в нескольких километрах от участка, выделенного приходу Обойшева для строительства храма. А у главы прихода есть далеко идущие планы –построив храм, организовать паломнический бизнес с одобрения церкви. По слухам, в РПЦ у Обойшева и его соратницы по приходу Надежды Жилиной есть и более высокие связи, чем Рязанская епархия.
То есть ларчик просто открывается: Обойшев просто боится, что «нечистое» соседство со свиньями отпугнет и своих прихожан, и богатых столичных паломников. И поэтому никаких встречных доводов, несмотря на их аргументированность, не хочет слышать: бизнес-план под угрозой. Поэтому ему приходится идти на откровенную дезинформацию населения, чтобы заручиться поддержкой и селян, и священников. Например, одним из главных аргументов выдвигается то, что земли, выделенные под свинокомплекс, предназначены только под растениеводство. Однако местные знают, что земельные паи, в том числе нынешних соратников Обойшева, были частью сельхозкооператива, а в ОКВЭДах на землю сельхозназначения было обозначено и животноводство. То есть скот на этой земле держали задолго до того, когда вдруг кому-то захотелось очистить территорию от свиней.
Вместо эпилога
Трудно прогнозировать, чем закончится «крестовый поход» приходского старосты Обойшева против развития региона. Надеемся, дело не дойдет до партизанской войны, поезда с поросятами под откос пускать не станут.
Но остается еще один риторический вопрос: а насколько это вообще по-христиански – в угоду собственным коммерческим интересам мешать людям жить и трудиться на их собственной земле? Согласно недавнему отчету главы Михайловского муниципального округа Евгения Сидорова, доходы местной казны на 55% состоят из межбюджетных трансфертов. И таких районов на Рязанщине, да и в целом в России, – не счесть. Основа доходов любого муниципалитета – это налог на доходы физлиц (НДФЛ). Соответственно, чтобы казна богатела – нужно создавать у себя предприятия и как можно больше рабочих мест, а многомиллиардные инвестиции на программу развития сельского хозяйства решают и более важные вопросы федерального уровня. Но это, как видим, не всем по душе. Тем более если ты уже просчитал прибыль от своего небольшого, но устойчивого паломнического бизнеса, а вместо свечного заводика строится большое агропромышленное предприятие, тут уж пора вооружиться не только хоругвями, но и дорогостоящими пиарщиками, и поднимать народ на борьбу с прогрессом.
Поделиться
Поделиться