В России ещё есть что продавать… Астраханский Порт может стать полностью иранским
Есть такие люди, вечно недовольные. У них всегда все плохо, они постоянно жалуются. Особенно любят причитать, что в России, мол, уже «все распродали». Ну, это не совсем так. Еще есть что продавать. Например, Астраханский Порт.
Астраханская область играет важную роль в логистике международного транспортного коридора. Это один из логистических узлов МТК «Север—Юг». Это часть транспортной инфраструктуры, имеющая геополитическое значение. И здесь, конечно, нужно учитывать интересы национальной безопасности, чтобы не получилось так, что вся логистика окажется в одних руках, пусть и дружественных. Сегодня дружественных. Как говорит губернатор области, большая часть грузов, проходящих через местные водные пути, направляется в Иран и обратно. И вроде как не является убыточным. В 2024 году Астраханский Порт увеличил грузооборот более чем на 20%, почти до миллиона тонн. В основном экспортируют лес, зерно и масло. С прошлого года у порта даже появился собственный флот.
А кто же хозяин Порта? Оказывается, небольшие доли принадлежат кипрской и иранской компаниям. А вот компания Tamalaris Consolidated Limited, по данным ЕС, связана с иранской государственной судоходной компанией. Еще часть акций принадлежит гражданам Ирана. Если быть точным, то 3,33% владеет кипрская Volga-Vaster-West Ltd, 1,52% — иранская Fanavaran Darya Gostar Jonob Arvand, 1,82% — Tamalaris Consolidated Limited. Последняя в материалах ЕС названа структурой, подконтрольной госкомпании Ирана Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL). В Nasim Bahr Kish, согласно отчетности порта, по 33% принадлежат гражданам Ирана Зибе Шафегату, Мохсену Асгари и Мохсену Долатабади. И целых 25,5 процентов принадлежит российскому государству.
И вот новость: иранская компания Nasim Bahr Kish, которая уже владеет контрольным пакетом акций Астраханского Порта, предложила выкупить доли у остальных акционеров. Готовы выкупить оставшиеся обыкновенные и привилегированные акции, предложив неплохую цену за каждую. Сделку гарантирует «Мир Бизнес Банк», учрежденный иранским банком. Говорят, что это делается под будущие инвестиции в Порт, через который идет торговля между Россией и Ираном, в основном лесом, зерном и маслом.
В общем, получается интересная картина. С одной стороны, Астраханский Порт вроде бы и наш, российский, но с другой — иностранного капитала там предостаточно. И вот теперь иранцы, видимо, решили, что им этот лакомый кусочек нужен целиком и полностью.
Возникает вопрос: а что дальше? Полный контроль Ирана над Астраханским Портом — это хорошо или плохо? С одной стороны, иранские инвестиции — это всегда плюс, особенно в нынешней ситуации. Деньги не пахнут, как говорится. Если они готовы вкладывать в развитие Порта, увеличивать грузооборот, создавать новые рабочие места — кто же против? Тем более, что торговля между нашими странами сейчас на подъеме, и хороший, современный Порт нам просто необходим.
С другой стороны, передача стратегического объекта, пусть и не самого крупного, под полный контроль иностранной компании — это всегда риск. Вдруг у иранцев поменяются планы? Вдруг они решат переориентировать порт на другие направления, менее выгодные для России? Вдруг возникнут какие-то политические разногласия, и они начнут использовать порт в своих интересах? Вариантов развития событий может быть много.
Астраханский Порт — это не просто перевалочный пункт для грузов. Это часть российской экономики, важный элемент логистической инфраструктуры. И от того, кто будет контролировать этот Порт, зависит многое.
Конечно, у акционеров есть право продать акции, но никто их не заставляет. Но, похоже, что Порт всё же полностью перейдет под контроль Ирана. Или все же нет?
В любом случае, интересно будет понаблюдать за развитием событий. Удастся ли иранцам скупить весь Порт, или у наших акционеров проснется патриотизм, и они решат сохранить его в российских руках? Время покажет.
Поделиться
Поделиться