Общество

Владимир Путин и авиапром – ставка на результат

Лёгкий пятиместный вертолёт АП‑55

России нужно переходить к серийному производству отечественных самолётов, власти будут делать всё для того, чтобы ускорить этот процесс, заявил президент России Владимир Путин в ходе пленарного заседания Восточного экономического форума (ВЭФ): «Планы есть, и модели конкретные есть, они и в воздух уже подняты, и летают, мне их показывали. Но нужно, чтобы началось их серийное производство и чтобы они выходили на линии».

Во Владивостоке на Восточном экономическом форуме прозвучали новые заявления о палочке‑выручалочке для региональной авиации – сертификация турбовинтового Ил‑114‑300 должна завершиться уже в этом году. Управляющий директор Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина Даниил Бренерман сообщил, что предсерийные машины выполнили более 350 полётов и самолёт фактически готов к полётам в авиакомпаниях: «Ил‑114 – это первая машина в Комплексной программе гражданской авиации из региональных, которая поступит в эксплуатацию. Машина самая зрелая, самая готовая. В 2025 году мы должны завершить сертификацию этого самолёта. В следующем году – передать его ГТЛК и далее – эксплуатанту». Стартовым эксплуатантом станет авиакомпания «Аврора», которая подписала договор лизинга первых трёх серийных самолётов с ГТЛК во время ВЭФ.

Утверждается, что лайнер как минимум не уступает зарубежным аналогам и создавался для российских условий эксплуатации. Его первый конструктор Николай Таликов так охарактеризовал эту 68‑местную турбовинтовую машину – «деревенский самолёт». Судя по оптимистичным заявлениям ильюшинцев и чиновников Росавиации, проблемы с двигателями лайнера ТВ7‑117СТ окончательно решены, и самолёт очень скоро получит право принять на борт не лётчиков‑испытателей, а рядовых пилотов и пассажиров.

Ещё одно важное событие – импортозамещённый самолёт SJ‑100 с заводским номером 97004, построенный по серийным технологиям в Производственном центре Филиала «Региональные самолёты» (ФРС) ПАО «Яковлев», 5 сентября впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Комсомольске‑на‑Амуре. Машина оснащена российскими системами и агрегатами, включая двигатели ПД‑8 производства Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК). Полёт продлился около часа. Самолёт пилотировал экипаж Лётно‑испытательного комплекса ФРС в составе лётчиков‑испытателей Дмитрия Савонина, Леонида Чикунова и ведущего инженера по лётным испытаниям – бортового оператора Владислава Тюрина. Складывается впечатление, что на «Яковлеве» очень спешили, чтобы весть о подъёме лайнера донеслась до главных участников ВЭФ‑2025. «Процесс сертификации ещё идёт, но самолёт создан на серийном производстве, в целевом облике, который планируется для поставок. Напомним, что машина получила обновлённый, улучшенный фюзеляж и десятки новых систем и агрегатов взамен зарубежных. В настоящее время в производстве в различной степени готовности находятся уже 24 серийные машины. Это подтверждает, что Россия была и остаётся авиастроительной державой, способной создавать современные самолёты как в международной кооперации, так и без участия иностранных партнёров», – сообщили в «Ростехе».

«Получение одобрения Главного изменения к сертификату типа в части обновлённой конструкции позволило вести производство планера SJ‑100 уже по серийной конструкторской документации. Модификация каркаса планера потребовалась под установку российских систем и агрегатов, а также для упрощения производственного процесса и обслуживания воздушного судна», – рассказал главный конструктор SJ‑100 Кирилл Кузнецов.

«Для нас программа импортозамещения – это не только новая модификация самолёта в производственной линии, но и серьёзное техперевооружение на российское оборудование. Например, новые машины в российском облике мы стыкуем уже на новом, полностью отечественном стенде стыковки», – отметил директор Производственного центра Филиала «Региональные самолёты» ПАО «Яковлев» Андрей Сойнов.

На производстве SJ‑100 создан задел для изготовления серийных самолётов, поставка которых будет возможна после окончания сертификационных испытаний и одобрения их результатов со стороны Росавиации. В программе импортозамещённого «Суперджета» принимает участие более 140 предприятий‑поставщиков только первого уровня.

Основной эксплуатант самолётов Superjet сегодня – авиакомпания «Россия» (входит в группу «Аэрофлот»). В её парке 78 самолётов SSJ‑100, сообщает РБК. Но это не импортозамещённые самолёты. На «Суперджетах» использовали российско‑французский двигатель SaM‑146. Он не использовался больше ни на одном типе воздушных судов и вызывал много нареканий у эксплуатантов: после 2–4 тыс. часов полёта в камерах сгорания или маслосборниках (а это делали французы) появлялись трещины. В результате двигатель отправлялся на ремонт, тогда как производитель гарантировал 7, 5–8 тыс. часов гарантированного налёта до первого капитального ремонта. Ремонт длился около 2 месяцев и стоил от 2 до 5 млн долларов. После введения санкций в 2022 году прямые поставки комплектующих из Франции и вовсе прекратились. Поэтому подъём самолёта серийного облика да ещё и с ПД‑8 – реальная заявка на успех.

Горизонтальное движение винтокрылых

2 сентября импортозамещённая версия лёгкого двухдвигательного российского вертолёта «Ансат» совершила первый горизонтальный полёт. Он занял шесть минут и прошёл на Казанском вертолётном заводе. Впервые в воздух эта машина поднялась в конце июля в режиме висения, подлёта. Сейчас можно говорить о выходе на реальные лётные испытания. Ключевым агрегатом для импортозамещения модификации стал новый российский турбовальный двигатель ВК‑650В. Он заменил канадские моторы PW207К, которые перестали поставляться в Россию с 2022 года – санкции. Базовая модель «Ансата» может перевозить 1166 кг грузов или семерых человек на расстояние до 505 км. В «Ростехе» утверждают, что обновлённый вертолёт с российскими двигателями сможет летать без дозаправки на расстояние до 660 км. Импортозамещённая версия «Ансата» должна получить сертификат до конца 2027 года.

Совершил первый подлёт в режиме висения опытный образец лёгкого пятиместного вертолёта АП‑55, разработанного частной компанией «Авиа‑Проект» и изготовленного на Кизлярском электромеханическом заводе (КЭМЗ). Вертолёт АП‑55 фактически является реализацией разрабатывавшегося КБ Камова в 1990‑е годы вертолёта Ка‑115 и создаётся под руководством Бориса Губарева, в своё время проектировавшего и Ка‑115. Все бортовые системы отработали безупречно, вертолёт показал отличную управляемость и устойчивость в воздухе.

Макет АП‑55 был впервые продемонстрирован в 2021 году. Вертолёт АП‑55 имеет «камовскую» соосную схему и при заявленном максимальном взлётном весе 1365 кг оснащается пока одним турбовальным двигателем Rolls‑Royce Model 250‑С20‑В. Скорее всего, его тоже придётся импортозамещать.

Сразу 50 самолётов ЛМС‑901 «Байкал». Но не завтра

 Государственная транспортная лизинговая компания (АО «ГТЛК»), АО «УЗГА» и авиакомпании авиационного альянса «Аэрохимфлот» на Восточном экономическом форуме заключили четыре трёхсторонних контракта на поставку 50 «Байкалов».

Ожидается, что поставка состоится в 2027–2031 годах. При этом руководитель Росавиации Дмитрий Ядров напомнил, что, как и стоит ожидать от любого нового летательного аппарата, в первые годы эксплуатации могут быть некоторые ограничения. Например, из‑за пока недостаточного ресурса двигателя возможность выполнения полётов над населёнными пунктами может быть ограничена. Однако эти ограничения и предварительное применение в авиационных работах позволят избежать детских болячек в коммерческой эксплуатации, подчеркнул Ядров.

На начальном этапе стартовыми эксплуатантами ЛМС‑901 «Байкал» станут четыре предприятия альянса «Аэрохимфлот». Альянс введёт самолёты в эксплуатацию для выполнения авиационных работ, включая лесоавиационные работы, поисково‑спасательные операции, аэрофотосъёмку, транспортно‑связные работы и авиационно‑химические работы. То есть это будет опытная эксплуатация без пассажиров на борту.

Самолёты будут летать в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, а также в Краснодарском крае. Учитывая накопленный опыт эксплуатации в этих регионах, самолёты «Байкал» пройдут необходимую подготовку для безопасного использования в коммерческих пассажирских перевозках на регулярных маршрутах. ЛМС‑901 «Байкал» – девятиместный (по авиационным правилам больше однодвигательным самолётам перевозить нельзя) лёгкий многоцелевой самолёт для местных воздушных линий, разрабатывается АО «УЗГА» с 2019 года на замену стареющим бестселлерам Ан‑2 и Ан‑3. Заказчик – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Проект «Байкал» включён в комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 года.

Президент в Самаре подтолкнул двигателестроение

Владимир Путин продолжил авиационную тему в Самаре. На площадке опытно‑конструкторского бюро в ПАО «ОДК‑Кузнецов» провёл совещание по вопросам развития двигателестроения. Перед началом совещания президент осмотрел выставку образцов двигателей, выпускаемых предприятиями Объединённой двигателестроительной корпорации. Пояснения ему давал Александр Иноземцев — заместитель генерального директора АО «Объединённая двигателестроительная корпорация», управляющий директор ПАО «ОДК‑Авиадвигатель». Что необычно – двигатели непосредственно самарского производства Владимиру Путину не показали. Неужели легендарный «Кузнецов» уйдёт под крыло Иноземцева, извечного конкурента самарских двигателестроителей из Перми?

А вот самое интересное с точки зрения «АН» из выступления В. Путина на совещании:

«Только за последние четыре года количество поставленных авиадвигателей увеличилось более чем на 50% – с 791 до 1227 штук. Подчеркну, что как в советское время, так и сегодня Россия входит в пятёрку мировых лидеров по разработке и выпуску авиационных и ракетных двигателей».

«Прошу сегодня доложить о перспективах применения двигателя ПД‑8 помимо самолёта «Сухой Суперджет» и на других летательных аппаратах».

«Необходимо оперативно завершить разработку и начинать серийный выпуск турбореактивного двигателя ПД‑26. Это, напомню, первый авиадвигатель большой тяги, разработанный в России. У него принципиально новые возможности по мощности, тяге. При этом он эффективный и экономичный. Реализация этого проекта позволит нам не только модернизировать военно‑транспортную авиацию, но и откроет перспективы для строительства широкофюзеляжного гражданского лайнера нового поколения».

В целом «Аргументы недели» и ранее писали, что ПД‑8 пойдёт на амфибию Бе‑200, возможно, на новый лёгкий военно‑транспортный самолёт, а ПД‑26 для начала напрашивается для ремоторизации Ан‑124 «Руслан».

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»