Общество

Зачем государству нужна литература героев, а не жертв

Что формирует характер человека и целой нации? Часто это не указы, а книги, которые мы читаем. Одни произведения учат преодолевать любые трудности, как это делали Маресьев или Корчагин. Другие — описывают бесконечные страдания и учат покорности.

Почему государству нужна литература героев? Потому что народ, воспитанный на подвигах, способен на великие свершения. А народ, который с детства читает только о поражениях, в трудную минуту может не найти в себе сил для борьбы.

Автор статьи, публицист Илья Александрович Игин, считает: пора вернуть в нашу жизнь сильных литературных героев — тех, на кого хочется равняться. Давайте дадим нашим детям книги, которые вдохновляют на победы, а не на жалобы. Ведь именно от этого выбора зависит наше будущее.

Книга, несмотря на бурные технологические изменения, остается важнейшим источником знаний, учит добру, воспитывает в человеке лучшие качества, высокие нравственные ориентиры.
Владимир Владимирович Путин — президент РФ.

Мы становимся тем, о чём мы читаем. Народ, воспитанный на стонах, не поднимет меч в день испытаний. Народ, вскормленный былинами, способен повернуть вспять реки времени.

Грядут времена, когда решается судьба не только границ наших, но и душ наших. И в этот час я обращаюсь к вам не как публицист, но как читатель и человек, понявший одну простенькую и страшную истину: книги воспитывают сильнее, чем указы. Литература формирует характер нации куда вернее, чем любая пропаганда. И сегодня мы стоим на распутье: какую Россию мы хотим построить? Ту, что воспитывает львов, или ту, что лелеет овец? И мне хочется спросить за всех нас, почему «нужных» книг выпускается меньше, чем (даже очень важных) указов?

Вспомните те книги, что заставляли ваше сердце биться в унисон с сердцем героя:

  • «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, где Алексей Маресьев, лишившись ног, не сломался духом и силой воли вернулся в боевой строй, чтобы снова подняться в небо на защиту Родины;
  • «Как закалялась сталь», где воля Павла Корчагина ломает хребет болезни и отчаянию;
  • герои Шолохова, прозрения Толстого, ярость Пушкина — это был пантеон титанов, на которых мы учились быть людьми.

А что ныне? Нас захлестнула волна «литературы жертвы». Бесконечные истории о том, как прожигатель жизни в погоне за кайфом и острыми ощущениями губит себя и тех, кто его окружает; о профессиональном преступнике, чьи моральные принципы измеряются толщиной кошелька и чужой болью. Или истории о том, как маленькому человеку плохо, больно и ничего нельзя изменить. Герой нашего времени — это вечный страдалец, рефлексирующий маргинал, чья главная доблесть в том, чтобы терпеть и жаловаться. Его удел — быть раздавленным, его право — ныть о своей участи. Я скажу тихим голосом, но давайте признаем: это литература духовного разоружения, поэзия капитуляции. Культура тотально духовно нищей нации.

Спросите себя: мы что, хотим, чтобы наши дети зачитывались историями о том, как всё плохо и ничего нельзя изменить? Или мы дадим им в руки книги, от которых кровь закипает в жилах и хочется свернуть горы?

Народу-победителю, народу, проложившему дорогу к звёздам и отстоявшему свою правду в величайшей из войн, не пристало воспитывать новые поколения на литературе пораженцев. Мы — наследники Суворова и Гагарина, мы — потомки тех, кто не ждал милости от природы и не искал оправданий в психоанализе. Наша почва — жертвенность во имя великой цели, а не жалость к себе.

Архетип Героя — это не просто «хороший парень». Это концентрация воли, ума и жертвенности:

  • герой — это не тот, кто не знает страха. Это тот, кто действует, несмотря на страх;
  • он может проиграть битву, но он не проигрывает себя;
  • он — Александр Матросов, закрывающий амбразуру своим телом;
  • он — лётчик Гастелло, направляющий горящую машину на колонну врага;
  • он — простой учитель в сибирской деревне, сеющий «разумное, доброе, вечное» в душах детей.

Такие герои не рождаются — они воспитываются. В том числе и на книгах. А когда-то только на книгах!

…Государство, желающее оставаться великим, должно думать не только об экономике и армии, но и о литературном каноне. Ибо канон этот — та духовная скрепа, что превращает население в нацию. Мы должны вернуть в школы, в библиотеки, в умы — сильного, умного, волевого персонажа. Того, на которого хочется равняться. Того, чья судьба заставляет не рыдать у дивана, а встать и сделать — для семьи, для города, для Отечества.

Не будем обманываться: мир не стал безопаснее. За фасадом глобализации скрывается всё та же древняя борьба: сильных духом со слабыми, воли с безволием, созидания с распадом. И в этой борьбе народ, воспитанный на образах жертв, обречён. Только народ, взращённый на образах героев, способен устоять. Крепко. На ногах.

Дайте молодёжи не слезливые мелодрамы о несчастной любви, а эпос о любви к Родине. Дайте им не истории о том, «как я страдал», а повести о том, «как я побеждал» — обстоятельства, себя, зло.

Но что есть герой нашего времени? Это не безрассудный идальго, бросающийся на ветряные мельницы от скуки. И не пламенный демагог, меняющий мир лозунгами. Истинный герой — это человек, победивший хаос внутри себя. Тот, кто обуздал своих демонов: лень, страх, гордыню, отчаяние. И, победив себя, он получает право вести за собой других. В этом — великая алхимия героизма: преображение свинца человеческих слабостей в золото воли.

Литература героев — это не бегство от реальности в мир фантазий. Напротив, это предельно честный взгляд на природу человека. Она показывает не идеальных существ, а тех, кто, споткнувшись, находит силы подняться. Кто, испугавшись, делает шаг вперед. Кто, усомнившись, находит опору в себе. В этом — её терапевтическая сила: она не убаюкивает, а пробуждает. Не оправдывает, а требует.

Сегодня, когда виртуальные миры предлагают готовые идентичности, а социальные сети поощряют показную жизнь, литература героев становится актом сопротивления.

Она напоминает: ваша история пишется не лайками и не количеством подписчиков. Она куется ежедневным выбором в пользу смелости, чести и долга. Каждая прочитанная книга о подвиге — это тихая революция против диктатуры посредственности. Засилья «непонятых гениев».

Пора прекратить воспитывать жертв и начать воспитывать творцов, воинов, героев. Пора вернуть в литературу тот дух, что зовёт к подвигу, а не к комфорту; к свершениям, а не к рефлексии.

N.B. И потому наша задача — не просто заменить одни книги другими. Мы должны возродить ту культурную экосистему, в которой героическое не является анахронизмом:

  • где писатель, создающий сильных персонажей, не считается ретроградом;
  • где читатель, ищущий в книге нравственный ориентир, не высмеивается как наивный простак;
  • мы должны построить мост между великой традицией русской героической литературы и вызовами XXI века.

И тогда, глядя в глаза наших детей, мы увидим в них не растерянность затравленного зверька, а спокойную уверенность львят, готовых принять свою судьбу — судьбу победителей.

P.S. И помните: бессмертная литература делает то, чего не может сделать ни один самый важный Государственный Указ, — она делает душу своего читателя бессмертной…

Илья Александрович Игин — член Российского союза писателей.

Поделиться

Поделиться

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»